КНИГА О НАМАЗЕ - 12
АФАЛ-И МУКАЛЛЯФИН
(деяния ответственных мусульман)
Положения Ислама
Приказы и запреты в Исламе называются «Ахками шария» или «Ахками исламия» (Положения Ислама). Также они называются «Афали мукалляфин». Афали мукалляфин разделяются на восемь основных положений: фарз, ваджиб, сунна, мустахаб, мубах, харам, макрух и муфсид.
1 – ФАРЗ (обязательные): приказы Всевышнего Аллаха, о которых открыто сказано в аятах Священного Корана. Отвергать фарзы - харам. Не верящий, и не придающий значения фарзам, является неверующим. Существует два вида фарза:
Фарз-и Айн: обязательные положения, которые каждый мусульманин, являющийся мукалляфом, должен выполнять непосредственно сам. Обретение веры, совершение малого и полного омовений, пятикратный намаз, соблюдение поста в месяц Рамазан, выплата закята, став богатым, совершение хаджа (поломничество в Мекку), все это входит в категорию фарз-и айн. [В религиозных трудах сложились понятия о 32-х и 54-х фарзах.]
Фарз-и Кифая: обязательные положения, исполнение которых одним или несколькими мусульманами, освобождает других от ответственности. В эту категорию входят подобные фарзы, как ответить на приветствие, омыть покойника, совершение заупокойного намаза джаназа, выучить весь Коран наизусть и стать кари, участвовать в джихаде, изучать религию и естествознание в объеме большем, чем это требуется для его ремесла и торговли.
2 – ВАДЖИБ (положения очень близкие к обязательным): то, что необходимо совершать наравне с фарзом, не умаляя его значимости. Доказательства этих предписаний в Священном Коране приведены не так явно, как фарзов. То есть, источники ваджибов не так категоричны, как источники фарзов. В эту категорию входят: совершение витр и байрам намазов, богатым резать курбан, давать милостыню фитр (садака-и фитр). Положения ваджиба подобны фарзам. Но, не выполнение ваджиба является «тахриман макрух». К тому же, не верить в значимость ваджиба, не приводит к неверию. Тот, кто не исполняет ваджибы, заслуживает огня Ада.
3 – СУННА (традиция пророка): Эти действия открыто не упоминались Всевышним в Коране. Но их совершение, было велено и одобрено пророком или непрерывно соблюдалось им, или же действия сподвижников, на которые пророк не возражал. Все это называется – Сунна. Не любить и ненавидеть сунну, считается неверием. Любить, но не соблюдать сунну, не влечет за собой наказания. Однако беспричинное и продолжительное невыполнение сунны приведет к тому, что мусульманин заслужит осуждения и останется без савабов. Например: чтение азана, икамата, совершение коллективного намаза, пользование мисваком при омовении, угощение гостей при женитьбе, проведение обряда обрезания сыну, являются сунной.
Сунна делится на два вида:
Суннат-и муаккад: устоявшиеся сунны, которые пророк Мухаммед (алейхиссалям) выполнял постоянно. Пропускал в крайне редких случаях. В этот разряд входят: "сунна" утренних, первая и последняя "сунна" полуденных, "сунна" вечерних и "сунна" двух последних ракатов ночных намазов. Эти сунны нельзя пропускать без уважительной причины. Отвергать и не любить эти сунны, лишает веры.
Суннат-и Гайри муаккад: обряды, которые наш пророк (мир ему) временами совершал в качестве поклонения. Например, в эту категорию входят четырехракатные "сунны" перед намазами аср и ишаа. За многократный пропуск этих суннатов, не будет наказаний. Однако беспричинно и полностью бросить подобные сунны, оставит мусульманина без заступничества пророка.
Если исполнение одним или несколькими мусульманами, освобождает других от исполнения сунны, то это называется «суннат-и аляль-кифая». Например, здороваться, или войти в итикаф во время месяца Рамазан, из разряда этих сунн. Также сунной является начать со словом «бисмиллях» все благие дела, как омовение, прием пищи и напитков, надевание одежды и т.д.
4 – МУСТАХАБ (одобряемые положения): Еще его называют мандуб или адаб. Мустахаб равен к разряду суннат-и гайри муаккад. Это, то что пророк наш совершил один-два раза в жизни и то, что он любил и одобрял. Дать новорожденному имя на седьмой день, сделать акика (зарезать барана) к рождению сына или дочери, красиво одеваться, пользоваться духами – все это относится к мустахабам. Совершающий мустахаб вознаграждается савабами. За неисполнение нет наказания. Несовершение мустахабов не оставляет без шафаата.
5 – МУБАХ (нейтральные действия): Это деяния, совершение которых и не приказано, и не запрещено. Т.е. нейтральные деяния - не греховные и не благие. Спать, употреблять разнообразную дозволенную пищу, носить разнообразные дозволенные одежды, являются мубахом, за совершение которых с хорошим намерением, будет получено вознаграждение, а за совершение с плохим намерением, последует наказание. Если это совершается с намерением соблюдать нормы Ислама и подчиняться приказам, то это будет большим савабом. Например есть и пить с намерением иметь хорошее здоровье, иметь силу для исполнения всех обрядов поклонений.
6 – ХАРАМ (запретные): Это то о чем Всевышний в Священном Коране открыто приказывает ''не делайте!''. На совершение и использование харама, наложен строгий запрет. Тот, кто называет харамы, ''халялем'', а халялы ''харамом'', теряет веру, становится кафиром. Отказ и избегание от недозволенного – обязательно и заслуживает саваб (блага).
Есть два вида харама:
Харам ли-айнихи: убийство человека, прелюбодеяние, гомосексуализм, увлечение азартными играми, употребление алкоголя, ложь, воровство, употребление свинины, крови и мертвечины, женщинам и девушкам – показываться с неприкрытой головой, руками, ногами – все это является харамом и большим грехом. Если кто-либо, совершая подобные грехи, произнесет бисмиллях или сочтет это дозволенным, или не придаст значения запретам Всевышнего, то станет кафиром. Если веря в то, что это запретно, совершит с боязнью, то кафиром не станет. Но заслужит муки Ада. Если, упорствуя, не покается и умрет, то отправится на тот свет неверующим.
Харам ли-гайрихи: По сути они являются дозволенными, но из-за нарушения имущественных прав, эти действия превращается в харам. Например, срывать и есть плоды с чужого сада без разрешения хозяина, выкрасть вещи или деньги и пользоваться ими, покуситься на оставленное в залог или доверенное, приобретать имущество на взятки, проценты и выигрыши в азартных играх - все это харам ли-гайрихи. Если кто-либо, совершая подобные грехи, произнесет бисмиллях или сочтет это дозволенным, не становится кафиром. Потому что они являются дозволенным имуществом владельца, которую они вправе вернуть обратно. За причитающиеся равной одному данку (серебро, весом равной 5,5 зернышек ячменя) права, в Судный День Всевышний отберет у нарушителя саваб за 700 ракатов принятой молитвы, совершенной в джамаате, и передаст потерпевшей стороне. Савабы за избегание харама больше, чем за совершение поклонений. Поэтому нужно знать все о недозволенном и избегать их.
7 – МАКРУХ (нежелательные): Неблагоугодные действия, неодобряемые Всевышним и пророком и уничтожающие савабы за поклонения.
Различают два вида макруха:
Тахриман макрух: Противоположность ваджибов. Деяния близкие к хараму. Совершение такого макруха требует наказания. Например, совершение намаза во время восхода, во время зенита, и во время заката солнца. Тот, кто совершает эти макрухи умышленно, является мятежником, грешником и заслуживает кары в Аду. Тем, кто в намазе не соблюдал ваджибы, т.е. допустил ошибки категории ''тахриман макрух'', станет ваджибом заново совершить этот намаз. Если эти ошибки были допущены по забывчивости, то в конце намаза делается суджуд сахв.
Танзихан макрух: Деяния, близкие к халялю и мубаху, или же деяния, которые лучше не совершать, чем совершать. Это как, например, не совершать суннаты ''гайри муаккад'' или мустахабы.
Эти деяния, противоположность суннатов ''гайри муаккад'', или мустахабов.
8 – МУФСИД: В нашей религии, это действия, нарушающие какое-либо законное дело или уже начатое поклонение, таких как, вера, намаз, никях (брак), хадж (поломничество), закят, покупка или продажа. Например, критиковать Аллаха или Коран является куфром, нарушающим иман (вера). Смех во время молитвы нарушает и намаз, и омовение. Во время поста преднамеренно съесть или выпить, нарушает пост.
Тому, кто исполняет все фарзы, ваджибы, суннаты и оберегает себя от макрухов, дается саваб (вознаграждение). И наоборот, тому кто совершает харамы, макрухи и не исполняет фарзы и ваджибы записываются грехи. Избежание от одного харама, вознаграждается во много раз больше, чем за исполнение одного фарза. Саваб одного фарза, во много раз больше, чем за воздержание от одного макруха. Саваб, за воздержание от одного макруха, больше саваба одной сунны. Входящие в состав мубаха действия, которые любимы Всевышним, называются Хайрат-Хасанат (добро и благотворительность). За них тоже дается вознаграждение. Но этих савабов меньше, чем савабы сунны.