1. Главная >
  2. Торговые взаимоотношения >
  3. ИХСАН ПРИ ТОРГОВЛЕ

ИХСАН ПРИ ТОРГОВЛЕ

Вопрос: Что значит ихсан в торговле, каким он должен быть при торговле?

Ответ: Тот кто в торговле действует по справедливости, спасает свой же капитал. Однако с прибылью остается тот кто сделал доброе. Умный человек не упустит свою ахиратскую прибыль. Ихсан - это сделать не приказанное добро. В Священном Коране сказано: «Милость Аллаха конечно же ближе к творящим добро». (Араф 56)

Ихсана в торговле можно достичь 6 способами:

1 – Не повышать цену для клиента из-за того что он не знаком с ценами или же ему понравился товар или же покупатель очень сильно нуждается в товаре, даже если он готов переплатить! Никого нельзя обманывать, завышая цену.

Сырри Сакати не добавлял больше 5% прибыли на свой товар. Как-то он купил миндаль по 60 дирхамов. После этого цена на товар резко взлетела. Сырри Сакати, сказал пришедшему посреднику:

- Продавай по 63!

- Но сегодня цена на такой товар 90 дирхамов.

- Я не стану брать больше 5% прибыли. Не стану менять свое решение и привычки.

- Ну я как посредник не стану продавать твой товар по цене ниже рыночной.

- Я как благочестивый продавец не стану продавать товар по такой завышенной цене.

Вот что значит ихсан.

Величайший ученый хазрат Мухаммед бин Мункадир торговал тканями. Что-то из товара стоила 5 дирхамов а что-то и 10. Как-то его помощник продал приезжему селянину ткань которая стоит 5 дирхамов по 10. Хозяин придя в свой магазин узнал о произошедшем и тут же занялся поиском покупателя. Найдя его сказал что ткань стоит в два раза дешевле. Но покупатель сообщил что он не имеет никаких претензий и ценой доволен. Мухаммед бин Мункадир сказал:

- Я не хочу чтобы мой брат по вере почувствовал того что я сам не хочу. Ты или откажись от сделки или возьми обратно половину денег или же, если хочешь, я отрежу тебе ткань которая стоит 10 дирхамов.

Покупатель взял обратно половину денег. Когда он начал расспрашивать кто же этот человек который стоит на своем, ему сообщили что это Мухаммед бин Мункадир. Услышав это имя селянин воскликнул: ''Пречист Аллах! Это такой человек, что если вы останетесь в пустыне без воды и встанете на намаз испрошения дождя в его честь, то непременно прольется милость Аллаха.''

Величайшие люди нашей веры делали большие дела имея небольшой капитал, видели в этом больший баракат.

Хазрат Али, прохаживался по рынку Куфы и говорил ''Не отказывайтесь от маленькой прибыли! А не то потеряете еще больше!'' У одного из величайших сахабов Абдуррахман бин Ауфа спросили как он заработал столько много денег. Он ответил ''Я был доволен маленькой прибылью. Не отказывался ни от одного клиента. Даже в один из дней, продал 1000 голов верблюдов за ту же цену за сколько купил. В счет прибыли мне остались путы с ног животных. Каждая из них стоила одну серебряную монету. В этот день я оплатил корм для верблюдов. А моя прибыль составила 1000 дирхамов.''

Скрывать недостатки товара, злодеяние. Хитрость по отношению к человеку который доверился еще хуже. В хадис шарифе сказано:

«Назначать завышенную цену покупателю который доверился продавцу – харам». (Табарани)

2 – Покупать товар бедняка подороже! Например пряжу у одинокой женщины, фрукты у детей! За подобную помощь дается больше саваба чем за садака. Тот кто поступил таким образом получает дуа пророка. В хадис шарифе сказано:

«Пусть Аллах даст свое милосердие тому, кто торговал с удобством для других!» (Имам Газали)

Оказаться обманутым покупая у богатого не дает саваба. Это потеря имущества. Нужно поторговаться и взять дешевле!

Хазрат Хасан и хазрат Хусейн торговались и сбивали цену при каждой покупке. Как-то им сказали ''Бывают дни когда вы раздаете садака тысячами и при это покупая что-нибудь долго торгуетесь. Зачем вы это делаете?''

- Даем мы ради Аллаха. Сколько бы много мы не давали столько же мало это будет. Но оказаться обманутым в торговле, недостаток ума и богатства.- ответили они.

3 – Продавать немного дешевле. Наилучший ихсан, бедным покупателям давать товар в рассрочку. Отсрочить выплату долга бедняку и без того является ваджибом. Это не ихсан а справедливость и обязанность. Если должник может рассчитаться с долгом только продав что-то себе в ущерб или же продав то в чем сам нуждается, то дать такому отсрочку выплаты это ихсан и огромное садака.

В хадис шарифе сказано: «В Судный День зададут вопрос человеку у которого много грехов:

- Разве ты не сделал никому добра в земной жизни?

- Нет. Я только лишь говорил своим подчиненным – не требуй возврата долга если должник беден, пусть возвращают когда смогут, если им нужно что-то, то дай, не отпускай их с пустыми руками!» Аллаху тааля простит его и скажет: «О мой раб, сегодня ты нищий и нуждающийся. Также как ты переживал в земной жизни за Моих рабов, также и Мы в этот день благожелательны к тебе». (Муслим)

Еще в одном хадис шарифе сказано:

«Тому кто ради Аллаха одолжил мусульманину, каждый день дается саваб за садака. Тот, кто не требует от бедняка немедленного возврата долга, ежедневно получает саваб как если бы он каждый день отдавал в качестве садака все свое богатство». (Хаким)

Среди наших единоверцев были такие которые не желали возврата долга. Вместо этого они предпочитали получать саваб за садака. В одном хадис шарифе сказано:

«За садака дается 10 савабов, за займ дается 18 савабов. Потому что долг дается тому кто нуждается. Существует возможность что садака попадет в руки того кто не нуждается». (Табарани)

4 – Ихсан беря в долг возвратить до того как попросят вернуть. В хадис шарифе сказано:

«Если у взявшего в долг будет намерение вернуть в лучшем виде, то ангелы будут молиться за него чтобы он поскорее рассчитался с долгом». (Имам Ахмед)

Зачисляется в злодеи тот кто имея возможность просрочил возвращение долга на один час. И совершая намаз, и соблюдая пост, каждое мгновение своей жизни будет находиться под проклятиями. Не отдавать долг это такой грех, который записывается даже тогда когда не отдающий долг спит.

5 – Отказаться от сделки если покупатель сожалеет о покупке! Потому что за это есть огромное количество саваба, и к тому же это ихсан. В хадис шарифе сказано:

«Аллаху тааля простит грехи того кто взял обратно товар у разочаровавшегося клиента». (Хаким)

6 – Беднякам давать откладывая выплату, не требовать оплаты с тех у кого нет денег! Работать как благочестивые предки которые не держали тетрадь для записей долгов, брали долг с тех кто принес а с тех кто не отдает, не требовали погашения!

Другие статьи в этом разделе

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ РЕЛИГИЕЙ

Вопрос: Создатели программ по изучению Корана или других подобных религиозных знаний, на своих изделиях пишут: «копирование незаконно, желающие воспользоваться могут купить». Нарушатся ли права владельца если сделать копию программы или записи подобных продуктов. Разрешается ли зарабатывать на Коране или религиозных знаниях, а тем кто копирует сказать «Не прощу если нарушишь мои права»?  

Ответ: Один из больших грех...

ОБМАН ПРИ ТОРГОВЛЕ

При торговле с обманом уходит баракат (благодать)

Вопрос: Увеличивается ли ризк если торговать с помощью обмана и плутовства? Что значит смешивать торговлю с обманом?

Ответ: Ризк не увеличивается с обманом. При этом пропадает баракат от имущества и владения. То что удается с большим трудом собрать с помощью обмана уйдет с каким-нибудь упавшим на голову несчастьем, а останется от этого только грех. Некий молочник разбавлял молоко...


Москва

1445 год, 18 - Рамазан.
2024 год, 28 - Март.
Имсак 3:34
Фаджр 3:59
Восход 5:59
Ишрак 7:07
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:16
Аср 17:08
Исфирар 18:18
Магриб 19:12
Иштибак 20:22
Иша’а 21:20
Иша’а-и Сани 21:37