КЛЯТВА ПРИ ТОРГОВЛЕ
Вопрос: Существует ли риск если для успешной сделки поклясться (валлахи билляхи) в надежности товара?
Ответ: Пусть и правильно но, при торговле не нужно клясться! В хадис шарифах сказано:
«В Судный День не будет милосердия тому, кто клятвенно убеждал купить свой товар». (Муслим)
«Позор тем кто направо и налево клянется Аллахом, и ремесленникам которые не держат слово и говорят «приходи позже, приходи завтра»!» (Дейлеми)
«Если товар продан под ложную клятву, то нет благости в такой прибыли». (Бухари)
«Когда продавец и покупатель говорят правду и дают наставления, то в том что они приобрели есть благость, а если ищут в товаре изъян и врут то, благость уходит». (Бухари)
«Чрезмерная клятвенность при сделке, утрачивает благость товара». (Муслим)
«Наступят времена когда люди думая только о боагтстве и прибыли, не будут думать о дозволенном и запретном». (Рийадун Насихин)
«Продавец который показывая свой товар клиенту упоминает имя Аллаха, произносит Калима таухид, совершает грех. Таким образом он делает эти слова инструментом торговли». (Аль-Ихтиар)
Приведенный отрывок взят из книги «Аль-Ихтияр» говорит также и том, что вывешивать в магазине плакаты религиозного содержания, ни что иное как эксплуатация религии в торговле. А когда это делают те, кто не знакомы с Исламом, то это уже злоупотребление религией.
Разумный человек не променяет вечную прибыль в ахирате на мимолетную выгоду этого мира. Знает что все хорошее может быть только если следовать и исполнять все предписания Ислама.
Вопрос: Если при совершений сделки продавец клянется то, появляется некая уверенность в надежности товара. Продажи растут. Запрещено ли давать подобную правильную клятву?
Ответ: Даже если и правильно, но чрезмерная клятва и использование имени Аллаху тааля это неуважение и к Аллаху тааля и к самой клятве. А присягать, не придавая этому значения очень некрасиво. Нельзя использовать имя Аллаха для продажи своего товара. Приведем два хадис шарифа:
«Избегайте излишней клятвы при торговле! Даже если и будете в прибыли но, останетесь в печали». (Муслим)
«Тот, кто уверяет в истинности даже если продаст товар, все же при этом потеряет баракат». (Бухари, Муслим)
Значит, важны не большие продажи а баракат товара. Баракат - это когда от малого количества есть много пользы, когда товар полезен для большого количества дела. Очень опасно клятвенное уверение чтобы обмануть и схитрить. В двух хадис шарифах сказано:
«Того, кто продал товар с помощью излишних клятв ждет очень строгое наказание в Ахирате». (Муслим)
«Когда в торговлю вмешивается обман, уходит баракат». (Ихйа)
Хитрить при взвешиваний тоже большой грех. В суре Мутаффифин сказано: «Горе обмеривающим. Которые, когда получают, требуют от людей полной меры, когда же меряют другим, или вешают им, - обманывают».