Что такое тафсир, кто такой муфассир?
Вопрос: Важнее наука фикх или наука тафсир? Хожу на курсы в мечети, наш наставник не учит нас вопросам веры и фикха, преподает уроки тафсира. Мусульманину в первую очередь нужно изучать тафсир?
Ответ: Невозможно соблюдать религию предварительно не зная фикха. Потому что основа Ислама – фикх. Досточтимый Ибн Абидин сказал: «Изучение фикха, фарзи айне для каждого мусульманина». (Раддуль мухтар)
Приведем несколько хадисов на эту тему:
«Основная опора религий – фикх». (Байхаки)
«Самое ценное поклонение – изучать фикх, обучать фикху». (И. Маварди)
«Человек который совершает поклонения без знания фикха похож на того кто строил ночью со всеми ошибками а днем разрушал чтобы исправить ошибки». (Дейлеми)
«Лучшие ученые – факихи (ученые по фикху)». (И.Маварди)
«Если Аллах пожелает своему рабу добра, то сделает его факихом». (Бухари)
Смысл Священного Корана понимал и мог объяснить только Мухаммед (алейхиссалям). Тафсир – наука которая дошла к нам пройдя путь от пророка к сахабам, от них к табиинам, таба-и табиинам и таким образом дошла до нас от надежных источников.
Муфассир – большой ученый который понимает цель Аллаху тааля в словах Аллаха. Хазрати Имам Байдави один из таких ученых. Чтобы понимать эти книги тафсира, нужно хорошо усвоить двадцать основных наук. Тафсир – одна из основных наук. У этих двадцати наук есть 80 вспомогательных наук. Первым в Турции переводить Коран начал владелец издательства Джихан армянин по имени Мисак. Целью было разрушение Ислама. Имам Газали сказал: «Фасик и нововведенец не поймут смысл Корана.» (Ихия)
(Невовведенец – безмазхабник чье вероучение не такое как у ахли сунна.)
Тафсир опирается на назидание а не на свой ум. Тафсиры противоречащие тафсирам ученых которые опираются на пророка и сахабов влекут человека к куфру. В хадиси шарифе сказано: «Тот кто делает тафсир Корана по своему умозаключению становится кафиром». (Дейлеми, Мактубат-и Имам Раббани 1/234)
Тафсир – понимание цели Аллаху тааля. Если тафсир сделанный по своему умозаключению окажется правильным, то из-за того что он сделан не по религиозно-правовым нормам Ислама, все равно будет неправильным. Если в выведенном смысле будет ошибка, станет кафиром. (Барика)
Если тот кто делает тафсир сделает это опираясь на свою мысль, на свой ум, то станет кафиром. И поэтому, хазрати Абу Бакр несмотря на то что является самым превосходным кроме пророков человеком сказал: «Если я начну делать тафсир по своему усмотрению, то какая земля будет меня нести на себе, какое небо покроет меня?» (Шарх Шира)
После запоминания Корана достаточного для совершения намаза, нужно изучать фикх разряда фарзи айн. Потому что изучить необходимый уровень фикха, является фарзи айном. Но изучить все будет лучше чем выучить весь Коран. (Реддуль мухтар)
Вероучение ахли сунна, фарзы и харамы изучаются из книг по фикху. Эти решения, ученые вывели из аятов и хадисов. (Хадика стр. 324)
Хазрати Имам Шарани сказал:
Без разъяснения пророка, из Священного Корана нельзя понять сколько ракаатов в намазе, тасбихов в рукуу и суджуде, размер закята, фарзов поста и поломничества, правовых вопросов. Хазрати Имран бин Хасин, ответил тому кто сказал «Говори нам только из Корана!»: «Эй глупец, разве можно понять весь Коран? Например сможем найти сколько ракаатов в намазе?» А Хазрати Умар ответил когда спросили: «По сколько ракаатов читаются фарзы во время путешествия? В Коране мы не смогли найти.» «Аллаху тааля послал нам Мухаммеда (алейхиссалям). То что мы не смогли найти в Коране мы делаем так видели это у пророка. Во время путешествия, фарзы в 4 ракаата он читал в 2 ракаата. И мы делаем также». (Мизан)
В Исламе придерживаются Корана не через тафсир, а следуя мазхабу. А следовать мазхабу возможно по правильно написанной книге ильмихал этого мазхаба. Если какой-либо человек будет придерживаться того что понял из тафсиров, то не будет считаться последователем Ислама. В Коране есть все решения, но правильно их понимал и разъяснял только пророк (алейхиссалям). Подчиняться Расулюллаху, это фарз. В Священном Коране сказано:
«Скажи: Если любите Аллаха, подчиняйтесь мне!» (Али Имран 31)
«Подчиняйтесь ему, обретите правильную дорогу». (Араф 158)
Каждый мусульманин обязан держаться одного из четырех мазхабов. Имам Раббани в книге «Мабта уа Маад» сказал что тот кто не следует мазхабу является мульхидом.
Человек который не следует одному из четырех мазхабов уходит из ахли сунна. Хазрати Ахмед С. Тахтави в хашия к «Дурруль Мухтар» сказал что тот кто отклонился от ахли сунна заблудший или кафир.
Хазрат Абдулгани Наблуси сказал: «На сегодняшний день не разрешено придерживаться других мазхабов кроме четырех истинных. Человек пожелавший изучать смысл Священного Корана, должен читать книги по каляму, фикху и ахляку ученых ахл-и сунна.» (Хадика)
Человек который прочитал правильно написанный ильмихал считается изучившим необходимое количество каляма, фикха и ахляка. Не отучившись этим знаниям, которые являются фарз-и айн, не разрешается читать тафсир. И без того невозможно изучить фикх из тафсиров. Ученые заблудших 72-х течений стали заблудшими потому что ошибочно поняли тафсир. Если в заблуждение впали ученые, то такие как мы неграмотные люди должны задуматься что же сможем понять из тафсиров! Если те кто прочитали правильный тафсир оказались в таком несчастий, то предельно ясно что намного хуже будет состояние тех кто прочитает тафсиры реформаторов, безмазхабников и нововведенцев.