ПЯТЬ КАТЕГОРИЙ ЛЮДЕЙ
В соответствии со своей верой, люди делятся на пять категорий: В книге «Ас-Саваду-ль-А’зам…»[i] говорится, что каждый Верующий человек должен знать о разделении людей на Пять Групп. В их число входят:
1. МНОГОБОЖНИКИ (МУШРИК) - Человек, придающий Всевышнему Аллаху сотоварища. Полагать, что кто-либо или что-либо может иметь хотя бы одно из качеств Аллаха, - является Ширком, а тот, кто верит в это, становится Мушриком. В Священном Коране говорится о них: "Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Eмy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт тo, чтo мeньшe этoгo, кoмy Oн пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт зaблyдилcя дaлeким зaблyждeниeм" (4: 116).
2. ЛИЦЕМЕРЫ (МУНАФЫК) - Человек, Не Верующий душой и сердцем в Существование и Единственность Аллаха и в то, что Мухаммед (саллалаху алейхи уассалам) – раб и посланник Аллаха, Но высказывающийся в словесной форме о том, что верит.
В Священном Коране в суре «аль-Бакара» о лицемерах сказано: «И cpeди людeй нeкoтopыe гoвopят: "Увepoвaли мы в Aллaxa и в пocлeдний дeнь". Ho oни нe вepyют. Oни пытaютcя oбмaнyть Aллaxa и тex, кoтopыe yвepoвaли, нo oбмaнывaют тoлькo caмиx ceбя и нe знaют. … Для ниx - мyчитeльнoe нaкaзaниe зa тo, чтo oни лгyт» (2: 8-10). И далее, в той же суре: «И когдa oни вcтpeчaют тex, кoтopыe вepoвaли oни гoвopят: "Mы yвepoвали!" A кoгдa ocтaютcя co cвoими шaйтaнaми, тo гoвopят: "Mы вeдь - c вaми, мы вeдь тoлькo издeвaeмcя". Aллax пoиздeвaeтcя нaд ними и ycилит иx зaблyждeниe, в кoтopoм oни cкитaютcя cлeпo!» (2: 14-15).
3. МУСУЛЬМАНЕ ПРАВЕДНЫЕ (АВЛИЯ) - Это человек, который душой и сердцем верит в Существование и Единственность Аллаха, и в то, что Мухаммед (саллалаху алейхи уассалам) – раб и посланник Аллаха, и подтверждает эти убеждения в словесной форме: "Ашхаду аль-ля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-Ху ва расулю-Ху" – Что означает: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед Его раб и Его Посланник».
Авлия обладает пятью качествами: 1- Он ни на миг не забывает Всевышнего Аллаха. 2- Никому не завидует. 3- Постоянно избегает совершение греха. 4- Всегда довольствуется тем, что дал ему Аллах, и нет у него по этому поводу ни печали ни страха. Нет у него так же и тени сомнения в том, что эти средства существования (Рызык) даны ему Всевышним Аллахом во благо. 5- Он всегда находится между состоянием надежды на милость Аллаха, и состоянием страха о возможном наказании. Сказано о любимцах Аллаха в Коране:
«… кoтopыe вepyют в тaйнoe и выcтaивaют мoлитвy и из тoгo, чeм Mы иx нaдeлили, pacxoдyют. …кoтopыe вepyют в тo, чтo ниcпocлaнo тeбe и чтo ниcпocлaнo дo тeбя, и в пocлeднeй жизни oни yбeждeны. Oни нa пpямoм пyти oт иx Гocпoдa, и oни - дocтигшиe ycпexa» (2: 3-5).
4. МУСУЛЬМАНЕ БЛАГОЧЕСТИВЫЕ (САЛИХ) - Верующие, которые по слабости своей совершают непреднамеренный грех, но незамедлительно приносят искренние покаяния.
5. МУСУЛЬМАНЕ НЕЧЕСТИВЫЕ (ФАСЫК) - Верующие, которые грешат, но редко вспоминают о покаянии.
Зная об этих пяти группах, мусульманин должен помнить, что человек, умерший Мунафыком (Лицемером) и Мушриком (верующим в других «богов» кроме Аллаха), будет помещен в Ад и останется там навечно. Праведный мусульманин (Авлия), или совершающий непреднамеренный грех, но сразу приносящий искренние покаяния (Салих), будет помещен в Рай и останется там навечно. Мусульмане, которые часто грешат и редко каются, и не прекращают грешить (Фасык), будут по справедливости Всевышнего Аллаха наказаны Адом, или по желанию Всевышнего Аллаха будут прощены.
(см. «Люди Сунны и Согласия – Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи).
[i] «Ас-Савад-уль-А’зам…» («Ар-Радда аляа асхаб-иль-хева аль-мусамма Китаб ас-савад-уль-а’зам аляа мазхаб аль-Имам аль-А’зам Абу Ханифа») – Книга имама Хакима ас-Самарканди (Абу-ль-Касым; Исхак б. Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. Зэйд; Умер в 342/953). Ученик Имама аль-Матуриди.