ХУШУ И ТАФАККУР ВО ВРЕМЯ НАМАЗА

Вопрос: Что значит совершать намаз с Хушу?

Ответ: Хушу- значит боятся Аллаха. Имам Раббани сказал: «Намаз нужно делать в джамаате, с хушу и худу, потому что человека в двух мирах спасает от бед, трудностей только намаз сделанный с хушу.» «Блаженны правоверные, которые смиренны в молитве своей (Сердца которых наполнены страхом перед Аллахом, читают намаз с соблюдением тадили аркана).» (Муминун 1,2.) (Мактубат 1/85)

Намаз без недостатков получается если делать все фарзы, уаджибы, суннаты и мустахабы. Хушу в намазе бывает, т.е. смиренность всех органов получится с исполнением этих четырех предписаний. Худу, т.е. страх перед Аллахом тоже появляется когда исполняют эти четыре предписания. Хадиси шариф где говорится: «Если не лежит сердце то не будет намаза.» говорит что сердце должно быть готово к исполнению четырех предписаний, должно бодрствовать в это время. Т.е. нужно обратить внимание к их исполнению и не проявлять при этом небрежность.

Условие принятия намаза, это – избегать харамов, совершение намаза с хушу и с таква (богобоязненность) и оставление малаяни (непристойностей). (Мифтахуль-джаннат)

Таква, это – охранять все органы от харамов и макрухов. Малаяни, это – избегать всего бесполезного для этого мира и ахирата.

Для того чтобы не думать о мирском в намазе

Вопрос: Что предпринять чтобы в намазе не думать о мирских делах?

Ответ: Мысли о мирском в намазе, происходят от недостаточной искренности. Нужно вывести из себя все недостатки которые являются к этому причиной. Искренность появится если все делать ради Аллаха. Чтобы совершить настоящий намаз, его нужно начинать с благопристойностью, словно Аллаху тааля видит тебя. Если телом в намазе а душа будет где в другом месте, то даже если намаз и будет действительным, но принят не будет. Поэтому будет полезно начинать намаз со словами «Ля хауля уа ля куаата илля билляхиль алииль азыим.»

В книге «Ислам Ахлакы» сказано: во время намаза за имамом, в то время когда имам читает Фатиху, нужно размышлять таким образом: Справа от меня Рай, слева Ад, над моей головой ангел Азраил, впереди Кааба, я стою перед могилой и под ногами у меня мост Сырат, каков будет мой расчет? Станут ли совершенные мной поклонения в Ахирате короной на моей голове, станут ли они мои спутниками и светом в моей могиле? Или же они не будут приняты и ими будут бить меня по лицу как старой тряпкой?» (Мифтахуль-джаннат)

Как в намазе собраться с мыслями

Вопрос: Что нужно делать чтобы мысли в намазе были собраны?

Ответ: Мумин страшится Аллаху тааля, не теряет свою надежду на Его милосердие, стыдится за свои ошибки. Если в намазе выходит из такого состояния, то значит мысли разбросаны и это уасуаса. Рассматривание чего-либо приводит к раздумью. Поэтому, нужно убрать вещи которые притягивают к себе внимание, мешают думать. Если есть возможность, то намаз нужно читать в затемненном уголке. Вместо цветастых, расписанных, лучше использовать однотонный коврик для намаза. Стена в которой находится направление Киблы должна быть простой, в нем не должно быть надписей, висеть плакаты. Все время нужно смотреть перед собой.

Перед началом намаза нужно подумать о том что стоишь перед Аллахом, что стоя перед Ним нельзя быть беспечным, подумать о страшном состояний в Киямате. Сердце отвлекают мирские желания. От них нужно избавляться наказывая нафс. Досточтимый Абу Талха, читал намаз у себя в саду когда птица перелетавшая с ветки на ветку отвлекла его от намаза. После этого он отдал свой огромный сад в качестве милостыни. Вот так выглядит каффарат (искупление) за неполноценный намаз.

Нужно приложить усилия для того чтобы собрать мысли, наказывая для этого нафс. Если не удается найти успокоения то без устали нужно вести борьбу против нафса. Если в сосуд с оливковым маслом начинать вливать воду, то оттуда вытечет столько же масла. Потому что масло легче воды и окажется на поверхности воды. Они не смешиваются. Любовь к мирскому и состояние которое ждет в Ахирате, можно сравнить с водой и оливковым маслом. Когда сосуд наполнится водой, то в нем не останется масла. Если симпатия к этому миру овладела сердцем, то избавится от уасуаса возможности нет. Чем меньше любовь к мирскому тем больше в сердце спокойствия. А это значит, для того чтобы собраться мыслями, не нужно гоняться за бесполезными мирским делами. Нужно приложить усилие чтобы действовать с искренностью и со знаниями, не оставлять перед собой то что мелькает перед глазами и мешает.

Чай и намаз

Вопрос: Как-то, мы с друзьями сидели и читали книги ученых. Один из молодых друзей предложил сначала попить чайку и потом уже не отвлекаясь сделать намаз. И тут один из взрослых товарищей сказал «Нельзя так говорить. Сначала нужно сделать намаз а потом сесть и без всякой спешки попить чай.» Кто из них прав?

Ответ: Пусть взрослый человек и упомянул о важности намаза, но молодой человек сказал правильно. Если есть что-то отвлекающее, то лучше сделать это и потом уже встать на намаз. Например такие вещи как чай или еда могут отвлекать. Если сначала закончить с ними и потом уже сделать намаз, то будет лучше. Когда есть что-то отвлекающее, то спокойно сделать намаз трудно. Если сначала завершить дела и потом сделать намаз то будет лучше.

В книгах по фикху пишется что боязнь остаться без своего любимого кушанья принимается как узр (извинительная ситуация) для того чтобы не идти на намаз в джамаате. Т.е. разрешается сначала поесть и потом уже сделать намаз. Когда стоит готовая еда, и если время намаза еще не заканчивается или же не настанет для намаза время макрух, то нужно сначала поесть. В хадиси шарифе сказано: «Если еда готова, то не становитесь на намаз.» (Муслим)

«Если готов ужин, то сначала поешьте, и потом делайте намаз!» (Бухари. Муслим. Тирмизи.)

Вопрос: Намаз лучше читать в не светлой, затемненной комнате или же там где светло?

Ответ: Намазы должны делаться в хушу и со спокойным сердцем. Нужно убрать то что препятствует этому. Например разноцветный коврик для намаза и очень светлая комната может быть препятствием для этого. Наши предки чтобы делать намазы с хушу и со спокойной душой, не ставили много окон при строительстве мечетей.

В некоторых мечетях можем видеть что горит больше ста ламп. Такое количество света будет исрафом. Исраф – харам.