ОЧИЩЕНИЕ (Тахарат)

Основные виды Нечистот (Наджаса):

1. «Наджаса-и Хафифа» - Легкие Загрязнения. К ним относятся:

а) Моча домашних и диких животных (козы, овцы, коровы, олени и т.д.), мясо которых дозволено к употреблению в пищу, а также моча лошадей, ослов и мулов[i].

б) Экскременты хищных птиц, которые испражняются на лету и мясо которых не дозволено к употреблению в пищу (к примеру: орлов, беркутов).

Здесь надо заметить, что эти загрязнения принято считать легкими лишь в отношении молитвы, так как наличие этих нечистот в определенных Шариатом пределах, не нарушает исполненную молитву.

В других случаях, Легкие Нечистоты - «Наджаса-и Хафифа» могут служить нарушением чистоты (например, воды), так же как и Тяжелые Нечистоты - «Наджаса-и Гализа».

Шариат допускает загрязнение перечисленными Легкими нечистотами - «Наджаса-и Хафифа» в размере не более одной четвертой части тела, одежды. Говоря другими словами, если вы не заметили или не смогли очистить перед молитвой вышеуказанные Легкие Нечистоты, которыми были испачканы тело или одежда менее чем на одну четверть (четвертая часть отдельного органа, подлежащего омовению), то ваша молитва будет считаться действительной – сахих. Но, если вы могли от такого загрязнения очиститься, но не сделали этого, а площадь загрязнения превышало допустимое Шариатом размеры (более одной четвертой части одежды или тела), то молитва не будет действительной.

В книге «Хадика…» Имама Абдулгьани ан-Наблуси говорится: -

"Если испачкалось какое-либо место одежды, но потом забыли место загрязнения и очистили предполагаемое место, то такое очищение считается достаточным.

Если человек прошел мокрыми ногами по сухому загрязненному месту, то принято считать, что ноги останутся чистыми. Если же при этом ноги были сухими, а загрязненное место было мокрым, то  ноги будут считаться загрязненными.

Если на месте, где лежала собака, не видны следы наджаса, то это место не загрязнено.

Благость (саваб) за молитву, исполненную в чистой обуви, во много раз выше, чем за молитву, исполненную с босыми ногами (без носков, чулков). Уличная обувь также будет считаться чистой, если на ней нет признаков наджасы. В этих случаях сомнениям и опасениям значения не придают.

Если Полное Омовение (Гусуль) проводилось в присутствии посторонних, то, чтобы кусок ткани (которой человек прикрывал от посторонних запретные для обозрения части тела от пупка до низа колен) оказался очищенным, достаточно после окончания омовения облить эту ткань водой три раза. Совсем не обязательно для этого снимать эту ткань и выжимать.

Пока нет твердой уверенности в загрязнении наджасой, никакие предположения не могут служить доводом о загрязненности. Такие предположения просто не принимаются".

2. «Наджаса-и Гализа» - Тяжелые Нечистоты:

а) Человеческие: моча, экскременты, сперма и другие выделения из половых органов, рвотная масса, кровь (в том числе и кровь животных)[ii].

б) Экскременты домашних птиц, мясо которых дозволено к употреблению (куры, утки, гуси).

в) Мясо мертвых животных, убой которых совершен не по Шариату, или которые умерли своей смертью. А также их шкуры, не прошедшие специальной обработки (дубления).

г) Все алкогольные напитки входят в разряд «Наджаса-и Гализа».

Этот вид наджаса также имеет меру допустимого присутствия ее на одежде, на теле, на том месте, где человек встал на молитву в минимальном количестве. Если наджаса в твердом виде, то, чтобы не нарушилась молитва, ее вес не должен превышать одного дирхема. Если же наджаса в жидком виде, то место ее присутствия не должно превышать по площади размером равной углублению середины ладони.

3. «Наджаса-и Мер’иййа» - Видимые Нечистоты:

Например, текущая кровь и любые нечистоты, которые видимы в твердом виде после высыхания. В первоначальном виде они могут быть и жидкими, и твердыми.

4. «Наджаса-и Гъайр-и Мер’иййа» - Невидимые Нечистоты:

К таким нечистотам относится моча и любое другое загрязняющее вещество, которая становится невидимой после высыхания.

 

[i] По итджтихаду имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, степень загрязнения  экскрементами указанных животных приравниваются к степени загрязнения мочой этих животных. Согласованное мнение этих двух Имамов (Имамейн) в мазхабе Ханафи приравнивается к мнению Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к ним Аллах). В затруднительных ситуациях мусульмане могут пользоваться их фетвами на выбор.

[ii] Кровь считается наджасой во всех четырех мазхабах. Сперма и другие выделения из полового органа считаются наджасой в мазхабах Ханафи и Малики. В мазхабе Шафии к наджаса относят только сперму. В мазхабе Ханбали не считают наджасой ни сперму, ни другие густые, светлые выделения из полового органа. Не считается наджасой кошачья моча, но только в случае попадания на одежду. Не считается наджасой кровь шехида, но до тех пор, пока остается на нем. Не считается наджасой также и не стекающая кровь мяса, печени и селезенки, которые дозволены к употреблению. Не считаются наджасой рыбья кровь, а также кровь и выделения вшей, блох.