НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕД ИСПОЛНЕНИЕМ ЛЮБОЙ МОЛИТВЫ

  1. Подготовить МестоПеред тем, как встать на молитву, необходимо подготовить для этого место. Если есть необходимость, надо устранить грязь, сделать влажную уборку, убрать портреты людей, рисунки животных (которые вообще нельзя ни рисовать, ни выставлять и развешивать на стенах). Внимательно осмотреть место еще раз. Если молитва будет исполняться не в помещении, то надо позаботиться, чтобы перед вами никто не проходил. Выберите место напротив какой-нибудь естественной преграды (дерева, стены, колонны и т.п.)  Или найдите место, где никто не может вам помешать. При необходимости можно перед местом молитвы воткнуть шест (Аназа). Затем совершите омовение и, постелив молитвенный коврик, встаньте в сторону Кыблы. Постарайтесь сосредоточиться. Насколько возможно, отрешитесь от мирских забот. Не забывайте перед Кем вы встали, Кого собираетесь просить и от Кого ожидаете помощь.

      Затем прочитайте Азан для молитвы данного времени, если его никто до этого не прочитал в пределах слышимости. Если намереваетесь прочитать молитву «Фард», то произнесите Икамат. Перед дополнительными молитвами (Сунна), Икамат не читается.

      2. Принять Намерение (Ниййат)Затем примите намерение сердцем (в душе). Если же вы автоматически произнесли намерение словесно, не утвердив его перед этим в сердце, то знайте, - такая молитва не считается действительной. То есть, молитва будет не «Сахих», а «Фасид»[i].

      Если вы собираетесь прочитать сунну Утреннего Намаза, то принимаете намерение сердцем (в душе): «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать Сунну сегодняшней утренней молитвы».

      Так же, при намерении исполнить фард утренней молитвы, намереваетесь сердцем: «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать Фард сегодняшней утренней молитвы».

      При желании исполнить другие дополнительные молитвы из разряда навафиль (молитвы не из числа обязательных), принимаете намерение сердцем:

«Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать молитву в 2 ракаата (в 4 ракаата)».

      3. Вступительный Такбир. Подняв руки до уровня головы, раскрыв ладони в сторону Кыблы, касаетесь большими пальцами обеих рук до мочек ушей[ii]. Затем опускаете руки и при этом произносите: «Аллаху Акбар». (Женщины поднимают раскрытые ладони только до уровня плеч). Затем, обхватываете большим пальцем и мизинцем правой руки запястье левой и складываете их на поясе под пупком[iii]. Женщины складывают руки на груди. Причем, правую ладонь кладут на тыльную сторону левой ладони. Взор направлен на молитвенный коврик, на то место, куда совершается суджуд.

Эти перечисленные положения одинаково необходимы при исполнении всех молитв.

 

[i] Некоторые ученые считали желательным произнесение намерения словом, чтобы укрепить намерение, принятое мусульманином в душе. Однако выдающийся алим Имам Раббани (Aхмад б. Абд-уль-Ахад б. Зайн-аль-Абидин аль-Фаруки ас-Сарханди; 971-1034 /1563-1624,да будет милостив к нему Аллах) выступил против этого дозволения. В своей книге посланий «Мактубат» он пишет: «… ни от сахабов, ни от табиинов не было ни единого сообщения, даже и со слабым иснадом, чтобы кто-либо из праведных предков произносил намерение словесно. Услышав икамаа, они со словами «Аллаху Акбар» сразу же становились на молитву. Поэтому, произнесение намерения вслух, становится бид’атом. И этот бид’ат называют «бид’ат-и хасана». Однако в результате совершения этого бид’ата теряется не только сунна, но, фактически, уничтожается сам фард. Ведь многие, пользуясь этим  дозволением, смело произносят намерение вслух, и  нет у них страха от того, что они перед этим забыли исполнить фард – принять намерение сердцем». («Мактубат», т. I, послание 186).

Имам Мухаммад Амин Ибни Абидин ад-Димашки (да будет милостив к нему Аллах), исследовавший при составлении своего произведения «Рэддуль-Мухтар…» более тысячи произведений старых и новых факихов мазхаба Ханафи, сделал по поводу Намерения (Ниййат) перед молитвой следующий вывод:

«Намерение может быть действительно лишь тогда, когда принимается сердцем (в душе). Принятие Намерения лишь словесно, - является нововведением (бид’а). Если, принявшего Намерение в душе, мучают сомнения, то ради избавления от этого, ему дозволяется произношение Намерения и словесно». Об этом дозволении говорится так же и в сборнике по фикху 4-х мазхабов Абдуррахмана аль-Джезири.

[ii] По мазхабу Шафии руки поднимаются до уровня плеч.

[iii] Так держат руки Ханафиты и Ханбалиты. Шафииты держат сложенные руки Над пупком, а Маликиты могут вовсе опустить руки вниз, не соединяя их.