1. Главная >
  2. Торговые взаимоотношения >
  3. СУТЬ РИЗКА

СУТЬ РИЗКА

Вопрос: Что такое ризк? Это то что съел человек или же то что еще не съел тоже считается ризком? Может ли ризк человека увеличиваться или уменьшаться? Будет ли дан ризк, если сидеть сложа руки?

Ответ: Есть несколько объяснении ризка:

1 – Основная масса людей обычно под словом «ризк» подразумевает только пропитание, т.е. хлеб насущный. Это первое значение.

2 – Ризк – только тот который употребили и использовали. То, что еще не употребили и не использовали, не считается ризком. Большой заработок увеличивает количество богатства, но не увеличивает ризк. Ризк, предопределен. В двух благородных хадисах сказано: 

«Никто не уйдет из жизни не исчерпав свои ризк». (Хаким)

«Никто не получит больше предписанного для себя насущного хлеба и средств существования, т.е. ризка. Не умрет, пока не использует свой ризк. Ризк будет ему предоставлен даже если он его не желает». (Хаким)

3 – Ризк человека – все что несет для него материальную и духовную пользу. В одном аяте сказано:

«Мы распределили им средства жизни в этом мире (материальные и духовные)». (Зухруф 32) 

Так как люди отвергли предписания ислама, не выполняя приказы и запреты Аллаху тааля, отвернувшись от показанного исламом пути благополучия и спокойствия, то в мире не осталось благостей и вместе с этим и уменьшились материальный и духовный ризк. В одном аяте сказано:

«Кто же удалится от учения Моего, тот будет вести бедственную жизнь». (Таха 124)

Именно поэтому уменьшились ризк веры, ризк ильма, ризк духовный, ризк богатства, ризк чина, ризк детей, ризк здоровья, ризк продуктов, ризк человечности и милосердия и еще много и много ризков. Все эти ризки были розданы еще в те давние времена (Азаль) когда еще не было создано дунья. Удел сердца - это духовные, религиозные знания. Намаз один из духовных ризков.     

Так же как известно время смерти и количество вздохов человека и животных, так же известен ризк тела и руха каждого человека. Ризк никогда не меняется, не увеличивается и не уменьшается. Никто не съест ризк предназначенный для другого. Никто не умрет пока не съест, пока не закончит предназначенное для него пропитание. Удел человека не зависит от полученного заработка, богатства, его   труда. Но опять же, трудиться ради ризка, это предписание нашей религий.  

РАЗЛИЧАЮТ ПЯТЬ ТИПОВ ЛЮДЕЙ

В вопросах веры в преумножение своего ризка, люди делятся на пять видов:  

1 – Верит, что ризк появляется если только работать. Так верят кафиры.

2 – Верит, что пропитание дает Аллах, но считает что для этого надо работать. Это верование мушриков.

3 – Знают, что ризк от Аллаху тааля. Но беспокоятся за пропитание. Так верят мунафики.

4 – Верят, что ризк от Аллаху тааля, но работая, выступают против Аллаху тааля. Так верят фасики (грешники).

5 – Верят, что ризк приходит от Аллаху тааля, а работу считают причиной ризка. Трудится и не выступает против Аллаха, не совершает харамы. Подобным образом верят благочестивые мумины.    

Аллаху тааля сказал:

«О Муса, если человек считает что блага даны Мною, не считает его своим, то этим самым он проявляет свою признательность ко Мне. А если считает что ризк заработан им а не посланным от Меня, то не проявляет свою благодарность ко мне».

АЛЛАХУ ТААЛЯ ГАРАНТИРУЕТ РИЗК

Вопрос: Гарантирует ли Аллаху тааля пропитание? Если гарантирует, то почему для этого надо работать?

Ответ: Аллаху тааля гарантировал пропитание для всех. В 6-ом аяте суры Худ сказано: 

«Нет твари на земле, питание которой Бог не брал бы на Себя».

В одном из благородных хадисов сказано: 

«Не переживай за ризк! Предначертанный для тебя ризк найдет тебя сам». (Исфахани)

В хадисе кудси сказано:

«Халякатука ли-нафси, фаля тал′аб,

Ва такаффату, би ризкыка фаля тат′аб»

Что означает: Я создал тебя для Себя, не думай о другом! Не переживай за гарантированный для тебя ризк!

Аллаху тааля гарантировал ризк, но приказал так же и работать. Труд – это причина для ризка. Ждать ризка сидя сложа руки, противоречит приказу Всевышнего Аллаха.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Вопрос: Возможно ли что хадис шариф переданный имамом Байхаки «Ищите ризк в глубинах земли», говорит что нужно разведывать полезные ископаемые?

Ответ: Не знаем, это могут быть руды, нефть или газ. А может быть обработка земли для посевов и садов. Может быть все вместе. Возможно, это то что неизвестно нам. Неправильно утверждать что именно.  

РИЗК ИЗ ХАЛЯЛА И ХАРАМА

Вопрос: Что такое ризк? Может ли ризк быть из харама?  

Ответ: Все что едят, пьют, используют, дает какую-то пользу относится к ризку, т.е. уделу, пропитанию. Если не было съедено или выпито, не было в использовании, не принесло пользу, даже если относится к нашему имуществу и богатству, то к ризку не прибавляется. Скажем, мы взяли два хлеба, съели один и умерли, не успев съесть второй. К нашему ризку относится только то, что мы съели. Купили дом, но не жили в нем, не сдавали в аренду чтобы получать прибыль и даже если бы сдавали   получая за это деньги, но не тратили их для своей пользы, то это не наш ризк. 

Со словом ризк, в основном связано то, что мы едим. Но к ризку относится и дом и одежды и все чем мы пользуемся. Это наш ризк и даже если пришло в виде харама. 

Секта мутазилитов утверждают: ′′Харам не считается ризком′′, но ученые общины ахли сунна говорят: «И харам и халяль считается ризком». В хадис шарифе сказано:

«Конечно же никто из рабов не умрет пока не встретит предначертанный в его судьбе ризк. В таком случае, в поисках ризка ищите хорошие пути, берите из халяла, избегайте харама!» (Хаким)

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗА РИЗК

Вопрос: Аллаху тааля гарантирует ризк, можно ли в таком случае ждать ризк, не предпринимая никаких мер?

Ответ: Аллаху тааля поручился за пропитание, но вместе с тем приказал трудиться. Работа служит причиной появления ризка. Не работать и ждать ризк, не соглашаться с приказом Всевышнего Аллаха. Аллаху тааля сделал труд причиной ризка. А тот, кто ждет ризк не ударяя палец о палец, может умереть от голода. Возможно кто-то про это скажет: «Ну где же гарантия ризка, где предначертанный ризк». Подобная ситуация была известна Всевышнему Аллаху и в те давние времена. Этому рабу было предначертано не работать и умереть от голода. Труд не увеличивает количество ризка, но необходимо следовать этому приказу, потому как для получения ризка нужно трудиться.   

Имам Ахмед, пришедшему за наставлением человеку сказал:  

«Аллаху тааля поручился за твой и ризк и ризк всего мира. Не стоит переживать за пропитание (конечно следуя предписанию работать и таким образом приняв все меры), потому что со стороны Всевышнего Аллаха все уже поделено и ждет своего часа. Будешь работать и получишь отложенный для тебя удел. Известно что за одно садака дается благостей в десятикратном размере, значит нет никаких сомнений что тот кто трудиться, получит свое сполна. Сможет ли осмелиться согрешить тот, кто знает что в Аду ждут наказания? Все что происходит, предначертано Всевышним Аллахом. Нет никакой пользы от зависти бедного богатому, от переживания из-за этого».

В одном благородном хадисе сказано:

«Если Всевышний Аллах, одному из своих рабов уменьшит ризк, а этот раб не будет возмущен против этого и проявит терпение, то Аллаху тааля возгордившись этим рабом, скажет ангелам: Будьте свидетелями, за каждый съеденный им кусочек, дам ему дворец в Раю и буду поднимать на один уровень». (Ислам ахлакы)

Другие статьи в этом разделе

ТОРГОВАТЬСЯ - СУННА

Вопрос: Обязательно ли торговаться при совершений сделки?

Ответ: Нет. Нет такого обязательного условия. Торговаться – сунна нашего пророка. Также как при совершений сделки не разрешается дать себя обмануть, также не разрешается и обманывать. В переводе трех хадис шарифов сказано:

«Те, кто обманывают мусульман - не из нас&raqu...

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ВОРОВАННЫЙ ТОВАР

Вопрос: Продают товар по низкой цене. Есть вероятность что оно ворованное. Можно ли покупать?

Ответ: По предположению не действуют. Покупать можно.

Вопрос: Если товар продается по цене ниже рыночной, а продавец просит не говорить что покупали у него, то можно ли купить такой товар?

Ответ: Разрешается покупать товар пока точно не выяснится что ворованный.


Москва

1446 год, 27 - Джамазильаууаль.
2024 год, 29 - Ноябрь.
Имсак 5:53
Фаджр 6:16
Восход 8:23
Ишрак 9:46
Зауаль карахат 12:02
Зухр 12:33
Аср-и Аууаль 14:02
Аср 14:30
Исфирар 15:04
Магриб 16:13
Иштибак 17:35
Иша’а 18:28
Иша’а-и Сани 18:43