ПОДНЯТИЕ ПАЛЬЦА ПРИ ТАШАХХУДЕ
Вопрос: Можно ли в ташаххуде поднимать указательный палец? Некоторые поднимают палец ссылаясь на хадис?
Ответ: В мазхабе Шафии поднимать указательный палец при ташаххуде является сунной, в Ханафи это не разрешается. Это действие некоторые муджтахиды назвали сунной, а некоторые считают макрухом. В Исламе существует правило: если по одному деянию есть два решения, сунна и макрух, то оно не выполняется. Если существуют разные фетвы, т.е. разрешено-не разрешено, халяль-харам, то за основную считается фетва «не разрешено», «харам». Таким образом избегают совершения макруха или харама. В таких трудах как «Барика», «Хадика», «Ибни Абидин» говорится что нельзя исполнять то деяние по которому есть два решения «сунна или бид'ат».
Приведем примеры из авторитетных трудов ученых Ислама:
''Поднятие пальца некоторые ученые назвали сунной, также некоторые ученые назвали это мустахабом. Верное здесь, поднятие пальца запрещено.'' (Фатава-и гараиб)
Шевеление указательным пальцем – макрух. В книге «Кубра» сказано так же. И в «Фатава» говорится так же. Потому что в намазе необходимо не совершать лишних движений, быть смиренным. (Фатава-и Сираджия)
''Указательным пальцем не подают знак. Такова фетва.'' (Гиясийа, Баззазия)
''Пальцем не двигают и палец не гнут. Такова фетва. Так же сказано в книгах «Мудмерат», «Вальвалджийа», «Хуласа» и других книгах.'' (Джам-ур-румуз)
''Указательным пальцем не двигают. И такова фетва''. (Дурр-уль-мухтар)
''Досточтимый Абусууд, на вопрос двигают ли пальцем при ташаххуде или лучше этого не делать, вынес следующую фетву: - Было сказано что оба действия хороши. Но известно, что палец лучше не поднимать''.
Все ученые сообщают: Сунной является как можно лучше направить пальцы в сторону Киблы. Это открытый приказ из хадиса «В намазе, каждый свой орган, насколько это возможно, направь в сторону Киблы».
Есть ученые которые шевеление пальцем назвали харамом. Также известны и фетвы данные учеными которые назвали это движение макрухом. Очень многие сказали: пальцем не указывается, палец не подгибается, таковы сообщения из Корана и хадисов.
В таком случае, для таких муаллидов/последователей как мы, начинать шевелить, двигать пальцем, утверждать что так сказано в хадисах будет неправильно, так как это отрицание фетв многих ученых-муджтахидов о том, что такое действие харам или макрух, или запрещено. Мусульманин должен мыслить следующим образом:
- Если эти ученые не имели доказательств на запрещение шевеление пальцем, то не назвали бы это харамом или макурхом. Говоря о том что существуют предания что шевеление пальцем это сунна или мустахаб, они бы не говорили: ''Пусть и было так сказано, но двигать пальцами это харам''. Они это выяснили не из тех сообщений указывающих что это сунна или мустахаб, а из того, что сообщения которые запрещают это более сильные.
Ханафиту не разрешается поднимать палец потому как в мазхабе Шафии это является сунной. Такое действие не будет таклидом (следование) другому мазхабу. Последовать другому мазхабу возможно при возникновении безвыходной ситуации - узр.
Вопрос: Должен ли Ханафит совершающий намаз за имамом Шафиитом, поднимать палец в ташаххуде?
Ответ: Нет. Потому что не считается вышедшим из мазхаба Ханафи. А в Ханафи палец не поднимается.
ШЕВЕЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕМ В ТАХИЙАТЕ
Вопрос: Ханафит поднимает палец при чтении тахийата?
Ответ: По этому поводу Имам Раббани в своем «Мактубате» говорит:
''Есть много хадис шарифов разрешающих двигать указательным пальцем в тахияте. Так говорила и часть ученых мазхаба Ханафи. В книгах мазхаба Ханафи, если вчитаться внимательно, то сообщения о двиганий пальцем не из усуля. В книге «Фатава-и Сираджийа» говорится ''В намазе, произнося: «Ашхаду ан ля…» двигать пальцем будет макрухом. Фетва была выведена так же. Существуют фетвы сообщающие что шевелить пальцами харам или макрух. Будет неправильно если подобные нам мукаллиды станут указывают на хадисы и будут шевелить пальцами во время намаза и тем самым отвергать фетвы муджтахидов которые указали, что это действие является макрухом или харамом. Это будет указывать на то, что Ханафит двигая пальцами, утверждает, что ученые уровня муджтахидов, не знали о существовании широко известных хадисов, не последовали этим хадисам и вывели такое решение по собственному усмотрению. Оба подобных мнения неверны. Нам нужно думать следующим образом: эти великие ученые не назвали бы харамом или макрухом шевеление пальцем не имея на руках явных доказательств. Они это выяснили не из сообщений указывающих на то, что это сунна или мустахаб, а из сообщений которые запрещают это.
Услышанные несколько хадисов не являются доказательством. Если говорят: мы нашли доводы которые указывают на ошибочность их мнения, то для нас, последователей муджтахидов это не является доказательством харама или халяла.
Ученые мазхаба Ханафи выяснив что существует много хадисов указывающих на шевеление пальцем в намазе и при этом все они разные, последовали тем хадисам где ясно и открыто говорится о недопустимости излишних движений в намазе. Потому что в намазе очень важно избегать лишних движений. Кроме этого, по единогласному мнению ученых, является сунной направить пальцы в сторону Киблы насколько это возможно. На это ясно указывает хадис-и шариф: «В намазе, каждый орган тела, по мере возможности должны быть направлены в сторону Киблы!»