Громкое Аминь

Вопрос: Я имам в одной из мечетей. Один из членов джаммата как-то спросил: «Аминь, в таком священном месте как Кааба произносится вслух, и даже есть тому доказательство в виде хадиса, то почему у нас говорят про себя?» Я ответил: «По мазхабу Ханафи это будет макрухом. Для нас не служит мерой действия вахаббитов.» Есть ли хадисы где говорится что Аминь нужно произносить вслух?

Ответ: В разделе Мазхабы и Безмазхабники мы привели доказательства что не можем выводить решения по хадисам. Во пяти книгах Кутуби ситта приведен хадис: «Есть и пить то что подогрето на огне нарушает омовение.» которую мы приводили и дали вам знать что подогретое на огне не нарушает омовение.

Кроме того в хадис-и шарифе сказано что во время совершения коллективного намаза, джамаат тоже должен читать Фатиху. Но в мазхабе Ханафи, читать Фатиху за имамом является близким к хараму, макрухом.

В хадисе переданном Абу Даудом гояворится что первый за имамом ряд, должен после после прочтения имаом Уаладдоллин слышно произнести Аминь.

Но в мазхабе Ханафи говорить вслух Аминь является макрухом.  

«После Фатихи, имам и джамаат тихо просебя произносят Аминь. После того как имам закончит Фатиху, произнесение вслух имамом и джамаатом Аминь, является макрухом. Произнести нужно тихо.» говорится в Дурруль мухтаре, в решений Ибни Абидина в 1 томе, на стр. 492 (в переводе во 2 томе на стр. 279), в Халеби-и кабир на стр. 309, в Халеди-и сагир на стр. 233, в Хиндийа на стр. 258, в Мизан-и Кубра на стр. 249, в Мазахиб-и арбаа на стр. 259, в Хидаийа на стр. 107, в Дюрар гурар на стр. 127, в Нимет-и Ислам на стр. 300 (80-макпух намаза), в Ильмихале Омар Насухи Бильмена на стр. 159. В Маукуфате тоже сказано: «После того как имам произосит «Уаладдоллин» и сам имам и джаммат произносит аминь тихо. В хадисе сказано: «Имам тихо произносит эти три вещи: Аузу…, Бисмилляхи… и аминь.»»   

 

Десять человек которые услышали слова Имама Азама Абу Ханифы «Те кто следуют за имамом не читают Фатиху и зам-суру (короткую суру).» пришли к нему и сказали:

- До нас дошло что вы сказали, достаточно читать Коран имаму и не разрешили джамаату читать Фатиху. Однако без Фатихи не будет намаза. У нас есть прямое доказательство этого. Мы пришли чтобы выяснить где истина.

Досточтимый Имам ответил так:

- Я один, а вас десятеро, как я буду спорить со всеми подряд?

- А как ты хочешь спорить?

- Выберите из вас самого умного, самого ученого и я поговорю с ним. Пусть он говорит за себя и за остальных.

- Ну ты прав…

- Если он выиграет, то выиграете вы все, а если выиграю я, то вы все будете считаться проигравшими. Принимаете?

- Хорошо, принимаем.  

- Ну тогда вы проиграли.

- Как это ты выиграл? Ведь мы еще даже не начинали…

- Разве вы не приняли условие что самый знающий из вас будет говорить от всех вас?

- Ну да..

- Я тоже принял то самое условие которое приняли и вы, и про это сейчас и говорю. Имам которому починяются и следуют, читает Коран за себя и за остальных, а джамаат не читает. Кто не согласен?

- Нет согласны.

 

Без фатихи нет намаза

Досточтимый Имам Раббани сказал:

Кираат в намазе является фарзом а также в хадисе сказано: «Без фатихи нет намаза.» Я не мог до конца понять почему ханафиты приняли решение не читать хакики кираат  (чтение всего джамаата) а приняли решение читать кираат-и хукми (читает имам, джамаат молчит).

Не мог найти явного доказательства стоять молча за имамом. Несмотря на все это, я подчинялся своему мазхабу и фатиху за имамом не читал. Потому что я понимал что если я не перестану действовать по решению своего мазхаба решив что доказательство слабое, то я могу выйти за пределы своей религий.

Позже, Аллаху тааля дал понять мне истину из-за благодати следования мазхабу. Имам как-будто читает языком джамаата. Это можно сравнить так:

Население деревни, для решения какого-либо вопроса, не идет всем селом к управе. Выбирают делегацию из нескольких человек. И для делегатов не будет правильно если все они хором начнут говорить при управе. Выбирает из всей делегаций представителя. Представитель же говорит от имени всей деревни всей деревни.

Выбранный представитель говорит от имени всех. И выбранному представителю будет лучше говорить одному чем если говорили бы все жители деревни все разом. И такое же положение в вопросе имама и джамаата. (Мабда уа маад, 30)

Вопрос: Читается ли в намазе за имамом Фатиха?

Ответ: По этому поводу есть три таких хадиса:

«Неполноценен намаз без Фатихи» (Тирмизи)

«Когда в намазе читает имам вы не читайте, читайте Фатиху тихо.» (Байхаки)

«Нет намаз без Фатихи.» (Бухари. Муслим)

Ученые мазхаба Шафии, опираясь на эти хадисы вынесли решение что читать Фатиху за имамом является фарзом.

А в Малики, когда имам читает тихо, то читать является мустахабом. Когда имам читает громко джамат не читает. Читать Фатиху в Малики, обязательно (фарз), в Ханафи уаджиб. Посмотрим на хадисы:    

«Когда стоите за имамом, молчите, кираат (чтение) имама – кираат джамаата.» (Хатиб)

«Не считая намаза за имамом, человек прочитавший один ракаат намаза без Фатихи, все равно что не делал намаз.» (Тирмизи)

«Это что такое, соперничество в знаний Корана? В намазе кто-то читал Коран.» (Тирмизи)

Ученые мазхаба Ханафи, опираясь на эти хадисы вывели решение: «Читать Фатиху за имамом, макрух.»

Досточтимый Имам Раббани сказал:

«Для нас не разрешается руководствоваться хадис-и шарифами. Хадис который нам показался противоречащим решениям имамов наших мазхабов, не может стать доказательством для того чтобы вывести слова ученых на нет. Если Ханафит читает за имамом Фатиху то он выходит из мазхаба, выходит из веры.» (Письма радости 312. Мабда уа Маад 31.)

М.Хадими сказал:

«Четыре доказательства для муджтахидов. Для нас доказательством (далиль) служат решения нашего мазхаба. Потому что мы не можем выводит решения из аятов и хадисов. Если какое-либо решение в мазхабе нам кажется проиворечащим аяту и хадису, то это не ошибка. Потому что аят и хадис может требовать иджтихада, их значение могло быть изменено другим аятом или хадисом, или же может быть другое разъяснение о которой мы не знаем.» (Барика стр. 94)