О ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО КОРАНА

 

Перед прочтением айата или суры, необходимо произнести: А'узу би-Ллахи мин аш-шайтани-р-раджийм! - Прибегаю к Аллаху от изгнанного Сатаны! Перед чтением суры «Фатиха» надо произнести: Би-сми л-Лаhи р-Рахмани р-Рахим! Эти два предписания очень близки к обязательным - Ваджиб. Произнесение «Би-сми л-Лахи…» перед чтением других сур является сунной.

Сказано в хадисе: «При чтении Корана согласно правилам таджуида, за каждую произнесённую букву ниспосылается двадцать сауабов. При несоответствии с таджуидом ожидается десять сауабов (благостей)».

Забыть айат Корана после того, как он был выучен наизусть, является одним из самых больших грехов. Сказано в хадисе, что: «От дома, где читается Коран, исходит луч до самого Арша». Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах субхана ва тааля, передаёт, что в дом, где читается Коран, ниспосылается благодать. Сюда собираются ангелы. Из этого дома разбегаются шайтаны. В хадисе сказано: «Каждый айат Корана, которому с почтением внимал мусульманин, будет в Судный День его лучом». Священный Коран нельзя читать с целью достижения мирских благ. К примеру, чтобы быть уважаемым человеком общины, или с целью выделиться среди других мусульман количеством выученных наизусть сур, айатов и т. п. Сказано в хадисе: «Прочитав из Корана, просите благости Аллаха Тааля, просите Рая! Не просите в награду из мирского (денег, имущества). Настанут такие времена, когда люди будут читать Коран с целью сблизиться с людьми (для решения своих мирских проблем)».

В книге «Ширъат-уль-Ислам» говорится: «Совершать Хатм Корана (прочитать весь Коран от начала до конца) желательно в течение сорока дней. Не рекомендуется хатм менее чем за три дня. Обращения, просьбы к Аллаху субхана ва тааля (дуа) после хатма принимаются. Весьма желательно присутствовать на «хатм дуа». После окончания хатма, надо прочитать суру Фатиха с намерением следующего хатма. В хадисе говорится: «Лучшие из людей те, которые после завершения хатма, приступают к следующему». В книге «Фатавайы Ханиййа» Кади Хан (Хасан бин Мансур Фергани, ум. в 592/1196) пишет: «Некоторые учёные говорят о нежелательности (макрух) совершения совместного «хатм – дуа» в месяц Рамадан, да и в другие месяцы. Другие учёные, напротив, рекомендуют это делать. Я считаю, что этому не надо мешать». В книге «Танбих-уль-гафилин» Эбуллейса Самарканди (ум. в 373/983) приведён хадис, в котором сказано что: «Если у мусульманина, читающего Коран, умершие родители были даже кафирами, то всё равно они от этого получат облегчение». В сообщениях учёных говорится, что количество степеней Рая равно количеству айатов Корана. Тот кто совершит Хатм, будет удостоен всех степеней Рая.

Абдуллах ибн-и Аббас, (радиаллаху анх), всегда держал своего человека возле мусульманина, читающего хатм. И как только получал известие, что хатм заканчивается, спешил на хатм дуа. Анас бин Малик, (радиаллаху анх), по окончания своего хатма собирал всех своих домочадцев на совместный хатм дуа. В Книге «Хазинат-уль-Асрар» приведён хадис: «За того, кто совершит хатм Корана, будут молиться шестьдесят тысяч ангелов». И ещё хадис оттуда же: «Присутствовавший на хатм – дуа, подобен тому человеку, который присутствует при раздаче сокровищ. Присутствовавший при начале хатма, подобен человеку, совершающему джихад. Присутствовавший в оба времени, будет удостоен обеим благостям, и к тому же унизит шайтана».

В книге «Кунуз-уд-декаъик» приведён хадис, переданный Дейлеми: «Тот мусульманин, который будет читать Коран согласно правилам таджуида, будет удостоен благости шахида».

За чтение различных частей Корана, обещаны различные благости. Но, больше благостей получит тот, кто прочтёт Коран целиком. Читать ежедневную молитву, держать пост, читать Коран, произносить зикр - все эти поклонения необходимо исполнять лично. Эти поклонения невозможно перепоручить своему доверенному лицу. В книге «Бехджет-уль-фатауа» Абдуллах-и Руми (ум. в 1156/1743) пишет: «Если кто-либо прочтёт Коран от самого начала, до суры «Филь» или до суры «Ихлас», а затем перепоручит остальные несколько сур дочитать другому человеку и тот человек их дочитает в качестве доверенного лица, то такое прочтение Корана нельзя будет назвать хатмом. Не получит благости хатма и тот человек, который слушал одного из них. Таким образом, лишь прочтение всего Корана одним человеком можно назвать Хатмом. И только этот человек может ожидаемые благости дарить кому-либо, в том числе и умершим. Это же условие касается и чтения айатов Корана, после которых необходим суджуд. Если несколько человек прочтут по частям такой айат, то после этого не возникнет необходимости в исполнении суджуд. Так как необходимость в суджуде возникает только после прочтения такого айата одним человеком. Только после этого, все слышавшие такой айат, должны будут совершить суджуд - земной поклон.