Об отношении к еде, вещам, подаркам, недозволенному заработку

  О еде и алкоголе
  Если вам настоятельно предлагают еду сомнительного, на ваш взгляд, происхождения, то надо вежливо отказаться, назвав какую-либо причину. Если предлагают хот я бы попробовать еду, то лучше все-таки попробовать, чтобы не обидеть брата по вере.
  Другое дело, когда человек вынужден покупать что-либо в том месте, где были зафиксированы кражи скота или другого имущества, и есть большая вероятность продажи краденого. В этом случае необходимо спросить о происхождении товара и совершать покупку, если нет никаких сомнений в происхождении товара. Если вы уверены, что вероятность продажи краденого слишком мала, то можно покупать и без вопросов. А лучше всего в этих местах не совершать никаких покупок без крайней необходимости.
  Если человек заведомо знает, что ест или совершает какие-то действия запрещенные шариатом, то он совершает грех. Например, употребление свинины, спиртных напитков и т. п. Не знать перечень строго запрещенных шариатом действий, не является уважительной причиной, ведь мусульманин обязан изучить этот вопрос, как только осознанно встанет на путь Ислама. Изучение Халяля и Харама должно предшествовать изучению и исполнению всех тонкостей ежедневной пятикратной молитвы, так как будут бесполезны молитвы человека, не различающего дозволенное и запретное. Изучение данного вопроса при современных информационных возможностях не составляет особого труда. Только беспечность самого человека может являться причиной отсутствия знаний. 
  Если же человек ел, к примеру, мясной суп, предполагая, что ест дозволенное, а на поверку оказалось, что суп  со свининой, то на нем не будет греха, так как он искренне ошибся. Также и с напитками. Если был выпит напиток, про который было сказано, что он дозволенный, а затем оказалось, что в нем был некий процент алкоголя, то греха нет, так как причина уважительная.

  В книге «Шир’ат-уль-Ислам» приведен хадис гласящий: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный День, пусть не пьет алкоголь, и пусть не садится за стол, где употребляют алкогольные напитки»[i].  Отсюда следует, что нельзя прикрыться объяснением своего присутствия за одним столом с пьющими алкоголь тем, что вы, мол, сами не пили, а лишь поддерживали компанию, хотели сделать приятное своим друзьям. Мол, намерения ваши были чисты, и Аллах вас простит. Нет, в данном случае не может быть прикрытием даже хадис: «Действия человека оцениваются согласно его намерениям». Оправдать подобные действия может лишь то, что вы сели за этот стол, чтобы не было Фитны (скандала, смуты). Необходимо помнить, что к довольству Аллаха ведут лишь те  намерения, которые направлены на исполнение дозволенного, а не запретного. К примеру, не получит благость джихада человек, который воевал ради денег или славы.

 

О взятках и подарках

Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается его имуществом, так как это по шариату запрещено – Харам. Настоящий владелец имущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Если взятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать, то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязан вернуть полученное тому, кто ее дал. Если кто-то дал что-либо заранее в качестве оплаты ученому, или чтецу Корана, или влиятельному лицу для того, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа, или защитили его от несправедливости, – то это будет считаться взяткой. Но, если же он отблагодарил этих людей после совершенных ими действий, то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторых ученых, что если человек давал заранее что-либо не как предварительную оплату, а как подарок, то брать этот подарок, дозволено.

  Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же не будет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с целью сохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, тому, кто взял, – это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либо имущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либо Обязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с целью избежать установленного Им Запрета. Но, опять-таки, берущему – Харам! Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п., а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным. Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять свои обязанности без всяких побочных доходов. Если же они не ставили никаких предварительных условий, а после решения вопроса им кто-то решил сделать подарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом давать что-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами, нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другого человека. Это Харам и берущему  за это деньги, и дающему.

Если кто-либо хочет сделать подарок кому-либо из своего имущества, заработанного дозволенным способом, то принятие этого подарка является Сунной. Хадис: «Любите друг друга, обменивайтесь подарками», приведен в книге «Кунуз-уд-декаик»[ii].  В книге «Мактубат-ы Ма’сумиййа»[iii]  приводится следующий случай. «Как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха), послал подарок Умару бин Хаттабу, (радиаллаху анх). Тот его не принял и вернул обратно. На вопрос в чем причина, Умар ответил: «Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать». Тут Пророк Аллаха (алейхиссалям) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию: «Я говорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждете, - это для вас дар Аллаха. Принимайте такой подарок». После этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Умар воскликнул: «Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!»

 О попрошайничестве

  Передается от Анаса б. Малика (радиаллаху анх): - «Как-то один из бедных мединских мусульман придя к Пророку (алейхиссалям), стал просить помощи. Пророк Аллаха (алейхиссалям) спросил его: - Нет ли у тебя дома чего-нибудь? Человек ответил: - Есть покрывало, половину которого мы стелем под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ему: - Иди и принеси их мне. Тот пошел и принес. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к сахабам: - Кто из вас купит эти вещи? Один из присутствующих сказал: - Я их куплю за один дирхем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха): - Кто может дать больше? Другой мусульманин сказал: - Я дам за эти вещи два дирхема.

  Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал вещи второму и обратился к нищему: - На один из этих дирхемов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда. Когда тот все исполнил, Пророк Аллаха (алейхиссалям) лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: - Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!

Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 10 дирхемов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую часть купил одежду.  Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему на это: «Тебе лучше заниматься этой работой, чем побираться. Учти, что в Судный День попрошайки окажутся с черной отметиной на лице». (Абу Дауд, Тирмизи, Ибни Маджа).

Хадисы о попрошайничестве. Побираться без нужды – грех!

«Тот, кто не работая, ввергает себя в состояние попрошайничества, будет нуждаться в 70 вещах». (Тирмизи). «Тот, кто побирается без нужды, подобен тому, кто глотает горящие угли». (Байхаки). «Если бы попрошайка узнал, какие тяжкие последствия его за это ожидают, то тут же прекратил бы побираться». (Табарани). «Тот, кто просит милостыню с целью накопительства, просит себе горящие угли». (Муслим).

  «Действительно   нуждается тот, кто ничего не имеет, в чем нуждается, не получает милостыню из-за того, что забыт, и сам не идет побираться». (Бухари).

«Кто даст мне слово ничего не просить у людей, тому я гарантирую, что он войдет в Рай». (Насаи).

  О соревнованиях

  Различные спортивные соревнования, разгадывания загадок считаются дозволенным занятием, когда не мешают выполнять обязательные поклонения. Если то же самое делать за деньги, то действия будут причислены к азартным играм, что является - Харам. При соревнованиях в беге, скачках, с использованием оружия и других видах, могущих быть полезными при ведении военных действий, дозволяется одной из сторон установить приз победителю. Приз не должен быть установлен обеими сторонами, а только одной. К примеру, один из соревнующихся может сказать другому: «Если победишь ты, то получишь от меня такой-то приз, если же победителем буду я, то ты мне ничего не будешь должен». Дозволяется так же установить приз кем-либо из присутствующих зрителей. Непременным условием таких соревнований с призом должно быть намерение подготовки к предстоящим или возможным военным действиям. Любые соревнования, проводимые с целью игры или с целью демонстрации своего превосходства над другими, являются нежелательными (Макрух). Если эти игры к тому же мешают исполнять Обязательные Предписания шариата, то становятся и вовсе запретными - Харам.

  О рыночных ценах

  Государство не должно определять рыночные цены. По шариату, никто не имеет права ограничивать свободу торговли, и стоимость товара регулируется спросом рынка. Хазрат Ибни Абидин пишет: «Анас бин Малик (ум. в 91 г. хиджры), да будет доволен им Аллах, передает, что когда в Пресветлой Медине резко поднялись цены, к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратились с просьбой установить ограничения. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Цены устанавливает Всевышний Аллах. Увеличивает наш достаток, уменьшает его и ниспосылает нам хлеб наш насущный только Он. Я могу лишь просить Его обратить на нас Свою щедрость».

  В книге «Дурр-уль-мухтар»[iv]  приведен другой хадис о ценах: «Не ограничивайте цены! Цены устанавливает лишь Всевышний Аллах!» Однако, при толковании этих и им подобных хадисов, ученые Ислама пришли к согласованному мнению, что если цены на все товары  первой необходимости выросли непомерно (более чем вдвое от себестоимости) и это легло тяжким бременем на население, то государству дозволено регулировать цены, заключив предварительные соглашения с предпринимателями. (Несогласные с такой государственной политикой, должны подчиниться подобным указам. Подчиняться надо не только регулированию цен, но и любым другим указам государства, которые направлены на соблюдение прав и свобод населения в рамках шариата. Более того, необходимо быть защитником таких устремлений государства и не уклоняться от законных налогов).

  Шариат не разрешает давать в долг владельцу магазина или лавки, а затем покупать его товары в счет долга до полного расчета. Такие взаимоотношения покупателя и продавца - Харам. Так как взимание долга с извлечением из этого процесса личной выгоды, является видом ростовщичества. Разрешается (Халяль) дать владельцу лавки некую сумму на сохранение, и постепенно пользоваться этими деньгами при покупке его товара. Однако если деньги пропадут не по вине взявшего их на сохранение, то он не будет нести за них ответственность.

Когда наступает ответственность за совершенные грехи

  Человек, вставший на путь Ислама в немусульманской стране [например в Италии или Франции], должен приступить к исполнению Обязательных Предписаний и избегать недозволенного, как только узнает о них.

  Человек, вставший на путь Ислама в мусульманской стране, обязан выполнять Фарды и избегать Харама сразу, как уверует, а подросток из мусульманской семьи сразу, как достигнет совершеннолетия. Естественно, что подростку мусульманину не надо ждать совершеннолетия, чтобы исполнять предписания шариата, но Спрос с него будет именно с этого момента. За обучение детей и их действия, до достижения ими совершеннолетия, отвечать придется их родителям. За поведение девушек вплоть до замужества отвечают их опекуны - ближайшие родственники мужского пола. Безусловно, за греховное поведение незамужних женщин будет спрошено в первую очередь с них самих, но за эти же грехи будут нести ответственность и опекуны (отец, брат и т. д.). Ответственность с опекуна снимается лишь тогда, когда девушка выйдет замуж. С этого момента за поведение женщины будет нести ответственность ее муж.

  Человек, принявший Ислам в мусульманской стране, и подросток, считающий себя мусульманином и достигший совершеннолетия, должны будут впоследствии восстановить все пропущенные ими с этого момента ежедневные Обязательные молитвы и посты в месяц Рамадан. Не будет греха за то, что эти обязанности были отложены ими на время изучения основ религиозных наук, так как это является уважительной причиной. Большой грех ляжет на них в том случае, если они не будут искать знания и, вследствие этого, не будут выполнять Обязательные Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему.

  О недозволенном заработке[v]

  Мусульманам запрещено не только употребление спиртных напитков, но и их изготовление. Деньги, заработанные путем изготовления, продажи или перепродажи виноводочных изделий являются Харам. Степень запрета здесь высока настолько, что продавец вина не может отдать из заработанных этим способом денег свой долг6[vi].  Это будет для одолжившего - Харам. У неверного (кяфира) взять свои деньги обратно из его запретного заработка - дозволено, но нежелательно.

  Запрещается по шариату продавать в чистом виде человеческие экскременты или другие отходы человеческого организма. Все это подлежит преданию земле. В мазхабе Ханафи дозволяется продажа навоза (отходов животных).

Имамы Ибни Абидин и Кады-задэ Ахмад пишут, что согласно нормам ислама:

1) «Если кто-либо подаст милостыню из денег, заработанных явно недозволенным путем, с намерением получить благость Аллаха, а получивший эти деньги и знающий об их происхождении скажет: «да будет согласен Аллах», а стоящий рядом или дающий деньги скажет "Амин", то все станут отступниками»[vii].

Ибни Абидин далее продолжает:

2) «Будет таким же вероотступничеством, если кто-либо даст деньги, заработанные недозволенным способом, на постройку мечети или на другое доброе дело и будет ожидать от этого благость Аллаха….

3) Если кто-либо имеет средства сверх необходимого на содержание своих подопечных, то для него весьма желательно подавать милостыню. Если же кто-либо имеет нуждающихся подопечных, но, не обеспечивая их, подает милостыню, то это не разрешается. Эти действия крайне нежелательны и близки к Хараму.

4) Большинство ученых считают, что если человек, будучи мусульманином, оставил в наследство деньги от продажи вина или другой запретной деятельности, то для наследников эти деньги не могут быть Халяль. К запретному (Харам) относится имущество, добытое путем захвата, обмана, воровства, азартных игр, ростовщичества и тому подобное. Сюда же относятся деньги заработанные игрой на музыкальных инструментах и пением[viii].  Если же человек играл на музыкальных инструментах или пел не за оговоренную плату, а получал деньги в качестве подарка, то в этом случае они будут в разряде дозволенного - Халяль. Наследники, получившие в наследство запретное имущество, обязаны вернуть их законным владельцам. Если хозяева неизвестны, то необходимо такое имущество раздать бедным.

5) Если наследники знают, что часть оставленного им имущества приобретено недозволенным способом - Харам, но не знают, которая часть, то пользоваться этим имуществом можно. Но, опять-таки, раздать все это нуждающимся будет лучше. Если наследники знают, что полученное ими имущество - Харам, но не знают конкретно, кто это имущество им оставил, то пользоваться этим имуществом, дозволено.

6) Если кто-либо будет утверждать, что мертвечина,  свинина, спиртное и тому подобное - Халяль, то станет неверующим[ix]. Так как в Священном писании на эти вещи наложен ясный запрет. Это относится ко всем вещам, открыто запрещенным в Благородном Коране. Например, если кто-либо утверждает, что Никях  с женщинами из числа Мушрик (многобожников) возможен - Халяль, то также становится неверующим.

7) При вынужденных ситуациях, жена может пользоваться имуществом, пищей, купленными мужем за деньги недозволенные или сомнительные (смешанные с недозволенным). Грех в этом случае ложится на мужа.

 

[i] Этот хадис приведен у Табарани. О запрете алкоголя есть много хадисов. Вот несколько из них: Сказано было Посланником Аллаха (мир ему и благословение): «Я получил окончательный приказ о недозволенности (о хараме) алкоголя». [Муслим]. «Все напитки, содержащие алкоголь (ихтимар) – харам!» [Абу Дауд]. «Алкоголь является началом всех зол». [Табарани]. «Алкоголь - ключ ко всем бедствиям». [Ибни Маджа]. «Напиток, опьяняющий в большом количестве, запретен (харам) и в малом». [Насаи]. «У восставшего (в Судный День) из могилы пьяницы, между двух глаз будет видна надпись: - Он лишен милости Аллаха!» (Дейлеми).

[ii] «Кунуз-уд-декаик» – Книга имама Абдуррауфа аль-Мунави (ум. в 1031/1621).

[iii] «Мактубат-ы Ма’сумиййа» – Книга посланий имама Мухаммада Ма'сума аль-Фаруки (ум. в 1079/1668).

[iv] «Дурр-уль-мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар» – Книга имама Ала-уд-Дина аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677).

[v] «TAM ILMIHAL seadet-I ebediyye» со ссылкой на 5-й том «Reddu’l-Muhtar…” Имама Ибни Абидина.

[vi] Иногда задают вопрос: «Как помочь мусульманину, занимающегося такими  запрещеннымы формами торговли, как продажа спиртных напитков, свинины, и т.п.»? Как избавиться от такого греха – страсти наживы любым способом?

Избавиться можно лишь с помощью Всевышнего Аллаха! Для этого необходимо обратиться к причинам, созданным Аллахом, которые выведут мусульманина на прямой путь. В соответствии с хадисами, такому человеку, прежде всего надо избавиться от потребления харама и неуклонно соблюдать свою ежедневную молитву. Ведь сказано было в хадисах, что тело, вскормленное харамом – достойно огня, и что  молитва удерживает от мерзости. С чего начать? А начать надо хотя бы вот с этого:

1. Вначале отделить доходы, полученные от продажи дозволенного товара – халяль (или другим путем), от дохода, полученного от продажи недозволенного – харама.

2. Затем начать обеспечивать средствами существования самого себя и своих подопечных только из доходов, полученных дозволенным способом. Харамную часть доходов можно использовать на оплату различных налогов, коммунальных услуг и прочее. ИншаАллах, потребление дозволенного, вместе с исполнением ежедневного пятикратного намаза, а так же с ежедневным получением самых необходимых знаний, поможет человеку освободиться от этой пагубной страсти, так как мольба к Аллаху после намаза – принимается!

[vii] См. ниже главу: «О Большом и Малом грехе. Ширк, Куфр, Грех, - в чем различие».

[viii] На чем основываются ученые, запрещающие музыку?

Сказано было Посланником Аллаха (мир ему и благословение) о недозволенности музыки:

«Слушать поющую женщину, смотреть на ее лицо – запрещено (харам). И деньги ее (заработанные этим способом) – харам! Если тело вскормлено недозволенной пищей, то оно достойно огня Ада». (Табарани).

 «Как вода способствует росту травы, так и песни (в сопровождении музыки), недозволенные игры и (пустые) развлечения способствуют росту лицемерия в душе». [ Дейлеми ].

 «Наступит такое время, когда появятся люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, алкоголь и музыку». [Бухари].

Во многих айатах Корана сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха), ничего не говорил от себя, а лишь передавал то, что ему было велено Аллахом (Велик он и Славен).

Сказано в Коране: «…И пocлaли Mы тeбe yпoминaниe, чтoбы ты paзъяcнил людям, чтo им ниcпocлaнo, - мoжeт быть, oни пoдyмaют!» (16: 44).  «… И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь. И бoйтecь Aллaxa, вeдь Aллax cилeн нaкaзaниeм!» (59: 7).

Что дозволено из музыкальных иструментов?

Имам Ибни Абидин, исследовавший произведения более 300 ученых мазхаба Ханафи, в книге «Рэдду’ль-Мухтар…» пишет, что по единодушному мнению факихов, - запрещено с целью развлечения или заработка петь песни в сопровождении музыкальных инструментов. Танцы с музыкальным сопровождением являются большим грехом. Напевать для поднятия настроения (без сопровождения греховной музыки) не возбраняется. Женщинам дозволено между собой на праздниках, свадьбах играть на бубне. («Рэдду’ль-Мухтар аля’д-Дурри’ль-Мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар»).

Правовед мазхаба Ханафи Абдулгани ан-Наблуси в своей книге «аль-Хадика…» пишет, что во время праздников, сражений, на пути в хадж, во время сахура, во время свадеб, дозволено использование барабанов, исполнение героических песен. На национальных, традиционных праздниках, политических собраниях, в учебных заведениях, в армейских соединениях, дозволено исполнение гимна страны, героических песен в сопровождении барабанного оркестра. Женщинам разрешено на праздниках, на свадьбах, собраться в женский джамаат и (в рамках адаба) развлекаться с использованием бубен (теф). Все, что кроме этого, пишет имам, является запретным (харам). («Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа»).

[ix] Здесь, - мясо животных, убой которых произведен с нарушением правил (например: ударом в голову), или намеренно без упоминания имени Господа Всевышнего.