АФАЛ-И МУКАЛЛЯФИН (ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА)

Приказы и запреты в Исламе называются «Ахкам-и шария» или «Ахкам-и исламия». Так же они называются «Афал-и мукалляфин». Афал-и мукалляфин можно разделить на восемь основных частей: Фард, ваджиб, сунна, мустахаб, мубах, харам, макрух и муфсид.

 

            1 – ФАРЗ (обязательные  предписания): Приказы Всевышнего Аллаха, о которых открыто сказано в аятах Священного Корана. Отвергать фарзы - харам. Неверующий и непридающий значения  фардам становится кафиром.

            Различают два вида фарза:

            Фарз-и Айн: Фарз, который должен выполнить каждый мусульманин за себя. Уверование, совершение омовения, принятие гусуля (полного омовения), пятикратная молитва, соблюдение поста в месяц Рамазан, выплата закята богатыми, совершение хаджа (поломничества в Мекку), все это - фард-и айн. Известны 32 фарда и 54 фарда. 

 Фарз-и Кифая: Фарзы, которые достаточно выполнить некоторым мусульманам. Ответить на приветствие, омыть покойника, совершение молитвы джаназа, быть хафизом Корана (тот, кто может прочитать наизусть Священный Коран полностью), совершение джихада, получать углубленные знания по религии после изучения необходимого минимума.

 

2 – ВАДЖИБ (предписания очень близкие к фардам): то, что необходимо совершать наравне с фарзом, не умаляя его значимость. Ваджибы не упомянуты в Священном Коране так же открыто, как  фарзы. О них упомянуто с большим намеком. Нужно совершать молитву витр и праздничные намазы, если позволяет достаток, резать курбан, давать фитр садака (садака-и фитр). Положение ваджиба похоже на фарз. Отвергать ваджибы тахриман макрух. Тот, кто не верит в значимость ваджиба, не будет считаться кафиром. Но тот, кто не совершает ваджиб, наказания в Аду.

 

3 – СУННА (предписания весьма желательные): Действие, которое не упоминалось Всевышним Аллахом открыто, а было сообщенно только Пророку. Или же то, что совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Или же моменты, когда Пророк не возражал на действия сподвижников. Все это - Сунна. Отвержение сунны считается неверием. Невыполнять сунну и при этом не отвергать ее, не влечет за собой наказания. Однако отвержение сунны частично или полностью осуждается и приведет к тому, что мусульманин останется без вознаграждения Аллаха. Например: чтение Азана, икамата, совершение коллективного намаза, пользование мисваком при омовении, угощение гостей при женитьбе, проведение обряда обрезания сыну.

            Сунна делится на два вида:

            Суннат-и муаккада: Сунна, которую пророк совершал постоянно, практически не пропускал. Сюда относят сунны утренней и полуденной молитв, сунны вечерней и ночной молитв. Эти сунны нельзя отвергать без особой на то нужды. Тот, кто не придает должного значения сунне, станет кафиром.

            Суннат-и Гайри Муаккада: Сунна в поклонениях, которую часто совершал наш пророк. Сунна перед послеполуденной (аср) и перед ночной (иша) молитвой. Эти суннаты, если даже будут пропущены многократно, не нужно будет искуплять. Однако надо отметить, что пропускать такую сунну без видимых и невидимых причин оставит мусульманина без заступничества Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

            Сунна, совершаемая кем-либо из небольшой группы мусульман, называется «суннат-и алаль-кифая». Например, здороваться, или идти на итикаф во время месяца Рамазан. Также сунной является начинание благого дела с «бисмилля». Например, перед омовением, перед приемом пищи.  

 

4 – МУСТАХАБ (рекомендованные действия): Еще его называют мендуб или адаб. Мустахаб, входит в положение суннат-и гайри муаккада. Это благие дела, которые наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал очень редко, но с очень большим удовольствием. Дать новорожденному имя на седьмой день. Сделать акика (зарезать барана) к рождению сына или дочери. Красиво одеваться, пользоваться духами – все это относится к мустахабам. Совершающий мустахаб вознаграждается савабами. За неисполнение нет наказания. Несовершение мустахабов не препятствует получению заступничества посланника Аллаха.

 

5 – МУБАХ (дозволенные действия): Действие, исполнение которого никак не указано, и не запрещено. Не указано, чем оно является, греховным или нет. Если совершить с хорошим намерением, то будет вознаграждение, если совершить с дурным намерением, то последует наказание. Такие действия, как сон, употребление разнообразной дозволенной еды, при условии если халяль, одеваться в разнообразную одежду являются мубахом. Есть и пить для того, чтобы иметь хорошее здоровье для исполнения всех обрядов поклонений.

 

6 – ХАРАМ (запретные действия): Действия, на совершение которых наложен строгий запрет Всевышним Аллахом в Коране. Запрещено совершать и пользоваться харамом. Тот, кто говорит на харам, что «это халяль», а на халяль - «это харам», становится кафиром. Отвергать харам, и предостерегать себя от харама является обязательным, и за это дается саваб.

             Различают два вида харама:

Харам ли-айнихи: Убийство невинного человека, прелюбодеяние, увлечение азартными играми, употребление алкоголя, клевета, воровство, употребление свинины, употребление крови и мертвечины, выход женщин и девушек на всеобщее обозрение с неприкрытой головой, открытыми ногами и руками - все это является харамом и большим грехом. Если кто-либо совершает харам с именем Аллаха (с бисмилля), и будет говорить, что это халяль, тем самым не придавая на запрет Всевышнего Аллаха значения, то станет кафиром. Если поверит в то, что это харам, но все-таки совершит что-либо из перечисленного, не будет считаться кафиром. Но будет брошен в Ад. Если, упорствуя, не покается за содеянное, то есть вероятность умереть без веры.

Харам ли-гайрихи: По своей сути это то, что является халялем, и которое становится харамом, после определенных действий. Например, кушать плоды с чужого сада без разрешения хозяина, или взять чужие вещи или деньги и пользоваться ими, покуситься на доверенное, взяточничество, заработанное на процентах или на азартных играх - все это харам ли-гайрихи. Если начиная, совершать из вышеперечисленного, произнести: «бисмилля», или говорить что это халяль, то кафиром не становятся. Потому что тут нарушаются права второй стороны, а раз так, можно вернуть взятое обратно, и дело исчерпает себя. При нарушении чьих-либо прав на сумму равной массе серебра весом столько же, сколько весит 5,5 зернышек ячменя, в Судный День придется рассчитаться савабом, равным 700 ракаатной молитве, совершенной в джамаате. При избегании харама саваба дается больше, чем при совершении поклонений. Для этого необходимо хорошо изучить все положения, связанные с харамом, и избегать харама.

 

7 – МАКРУХ (нежелательные действия): Все, что изводит на нет полученные савабы. Неодобряемое Всевышним Аллахом и пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и лишающее блага заслуженного при совершении поклонения.

            Различают два вида макруха:

            Тахриман макрух: невыполнение уаджиба - это макрух, близкий к хараму. Совершающий такой макрух будет наказан, если Аллах его не простит. Тот, кто воздержится действий тахриман макрух, получит саваб. Например, совершение намаза во время восхода Солнца, или во время  нахождения Солнца в зените, или во время заката считается тахриман макрухом. Тот, кто умышленно совершает намазы именно в это время, тот смутьян и грешник. Такого человека ждет наказание в Аду. Не придающий значения важности уаджибов намаза и не совершающий их, должен будет восстановить эти намазы. Если человек ошибется, забывшись, то во время намаза должен сделать суджуд ─ саху. 

Танзихан макрух: Мубах, или же близкое к дозволенному чем к запретному, т.е. будет лучше совершить, чем не совершить. Например, неисполнение суннатов из разряда гайри муаккада, или мустахабов.  

8 – МУФСИД (действия или положения, нарушающие Молитву): То, что нарушает уже начатое поклонение, или какое либо действие. Например: нарушает веру или молитву, никях или хадж, закят, покупку или продажу. Например, ругать Аллаха или Коран является куфром, вследствие чего теряется иман (вера). Смех во время молитвы нарушает и молитву, и омовение. Преднамеренное нарушение поста, выпив или съев, что-либо.

Тому, кто исполняет все фарзы, ваджибы и суннаты, и сторонится харама, макрухов, дается вознаграждение. Совершающему харамы, макрухи, и несовершающему фарзы и ваджибы записываются грехи. Вознаграждение за воздержание от одного харама в разы больше вознаграждения за выполнение одного фарза. Саваба за выполнение одного фарда дается больше, чем за воздержание от одного макруха. Саваб, который дается за воздержание от макруха, больше саваба который дается за выполнение сунны. Входящие в состав мубаха действия, которые даются любимцам Аллаха, называются Хайрат и Хасанат, за них тоже дается вознаграждение. Но эти вознаграждения меньше, чем савабы, которые даются за выполнения сунны.