Фитр за другого

Вопрос: Можно ли дать садака-и фитр за другого с его его средств или со своих средств? Кого в нашей религий называют богатым? Что понимают когда говорят «необходимые вещи»?

Ответ: В «Дурр-уль-мухтаре» и «Редд-уль-мухтаре» говорится, что: «Если человек со своих средств даст фитр за другого, то разрешено только если было на это предварительное разрешение. Давать фитр без предварительного согласия, даже если человек окажется не против, все равно не разрешено. Давать со средств обладателя имущества разрешено если он окажется не против. Можно отдать фитр который оставили не хранение другие, без их разрешения. Фитр жены и остальных домашних можно отдать без их согласия и собрав все воедино, и точно также, собранную пшеницу или золото может отдать зараз одному или нескольким беднякам. Но предусмотрительней будет разложить каждый фитр отдельно и затем можно сложить все вместе, или же раздать все по отдельности.»

Если становятся обладателями нисаба, т.е. после того как становится ваджибом отдавать фитр и делать курбан, а также становится обязательным совершение хаджа, и после теряют средства, то эти обязанности не снимаются. Но закят и ушр, в случае утери средств, не остаются обязательными. Если было роздано или отдано, то обязанности не снимаются.

Человек считается богатым если обладет средствами достаточными для фитра и курбана. Для такого человека фитр становится уаджибом. Если является мукалляфом, т.е. разумный и совершеннолетний, если муким (не путник) то принести курбан (жертвоприношение) за себя   для него является уаджибом. Для него брать закят запрещено (харам), а помогать родственницам из разряда махрам, а также родственникам из разряда махрам которые не в состояний работать, для него является уаджибом.

Необходимые вещи – дом; еда достаточная на один месяц; вещи; три комплекта одежды на один год; утварь; одежды; белье; средства передвижения; работники; книги и справочники необходимые по своей профессий; невылаченные долги; неважно какую ценность и важность из себя они предоставляют. Наличие всего этого не обязательно. Если бы было обязательным, то для закята, фитр-садака и курбана, не входили бы в нисаб. Не входят в число необходимых вещей: имущество не для торговли; сверх необходимого; сдаваемое в аренду жилье; предметы роскоши; свернутые, неиспользуемые ковры; лишнее, неиспользуемое имущество; предметы искусства; оборудование для торговли. Эти предметы необходимо вносить в сумму при расчете нисаба для фитра и курбана. Если дом в котором обитают большой, то комнаты которыми не пользуются можно не включать в нисаб.

Там Ильмихал стр. 322