Двенадцать Положений Вероучения по Имаму А’заму Абу Ханифа

а) Вера Действительна (Сахих) тогда, когда утверждена в сердце (Тасдык) и выражена словесно (Икрар). Она не может быть действительной, когда выражается лишь словесно. В таком случае  лицемеры (Мунафыки) так же были бы верующими (Му'минами). Вера не может быть настоящей и тогда, когда о ней лишь знают. Если это было бы так, то и иудеи, и христиане так же были бы Му'минами.

б) Вера не может ни Увеличиваться, ни Уменьшаться, так как увеличение Веры (Иман)  предполагало бы уменьшение Неверия (Куфр). И, напротив, уменьшение веры могло бы происходить лишь при увеличении неверия. Это не укладывается в разум, так как нельзя про кого-либо сказать, что он одновременно является и верующим (Му'мин), и неверующим (Кяфир).

в) Человек не может Сомневаться в своей вере, так как сказано в Коране: “Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние”. (49: 15).

г) Представители Общины Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам), следующие Единобожию (ахл-и Таухид, ахл-и Кибла) не становятся неверующими (кяфирами) из-за совершения ими грехов. Вера человека (Иман) и его Деяния (Амаль) не могут быть одним целым. Другими словами, Действия человека, не являются частью его Веры. Так как некоторые действия (Амаль) иногда Всевышний Аллах предписывает Своему рабу, а иногда, по Своей милости, Он его от них освобождает. Например, когда нуждающийся мусульманин (Факыр) не выплачивает закяат, или когда женщины освобождаются от соблюдения ими поста и исполнения намаза при менструальных или послеродовых кровотечениях. Однако нет ни единого мига, когда раб божий освобождался бы от Веры (Имана). Невозможно высказывание наподобие: «Нет необходимости Нуждающемуся мусульманину (Факыру) обладать Верой (Иманом)». Известно так же, что женщины, освобожденные от соблюдения поста в указанные периоды, должны впоследствии посты эти восстанавливать. Но невозможно представить себе, чтобы они впоследствии восстанавливали свою Веру.

д) И Добро, и Несчастья от Аллаха (Хайрихи ва Шаррихи мин Аллаху Тааля). Если же кто-либо будет верить, что несчастья исходят от кого-либо другого, тот станет многобожником (Мушриком).

2. Деяния бывают Трех Видов

а) Деяния Обязательные (Фарды).

б) Проявление Добродетели (Фазилят).            

в) Деяния Греховные.

а) Деяния Обязательные (Фарды) человек совершает по приказу Аллаха, по Его творению, по Его желанию, по Его любви, по Его предопределению, по Его знанию и по записи на Скрижали (Лявх-иль-Махфуз).

б) Проявление Добродетели (Фазилят) человеком происходит не по приказу Аллаха, но по Его любви к Своему рабу, по Его воле, по Его предопределению, по Его знанию и по записи на Скрижали. О совершающих Добродеяния сказано в Коране:

«Teм, кoтopыe дoбpoдeяли, - дoбpoe и пpидaчa; и нe пoкpoeт иx лицa пыль и yнижeниe. Этo - oбитaтeли paя, в нeм oни пpeбывaют вeчнo» (10: 26).

в) Деяния Греховные человек совершает не по приказу Аллаха, не по Его любви к Своему рабу, не по Его содействию, но по Его воле, по Его предопределению и по записи на      Скрижали. В связи с этим, впоследствии с раба Аллаха будет взыскано, так как грехи совершались им по его выбору.

3. Расположение Аллаха на Арше (Истива) не означает того, что Он буквально сидит на Арше (на троне). Всевышний Аллах не нуждается в том, чтобы располагаться в каком-либо месте. Он также не нуждается во времени. Арш является Его творением (Махлюк). Раньше арша не было. (Аллах вечен, а арш, трон и время были сотворены позже).

4. Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха, а не Его творением (не махлюк). Эти слова пишутся в Книге (Мусхаф), читаются людьми и сохраняются в их душах. В виду того, что люди нуждаются в чтении Корана, все вспомогательные средства – чернила, бумага, способ написания, буквы и составленные из букв слова, предложения – являются сотворенными, так как созданы позже. Слово же Аллаха не создано Им позже. Если кто-либо будет утверждать, что Коран является созданием (махлюк), тот станет кяфиром (неверующим).

5. Высокие Степени. В общине (умме) Пророка (саллалаху алейхи уассалам) самыми высокими Степенями после него обладают последовательно: хазрат Абу Бакр; хазрат Умар б. Хаттаб, хазрат Усман б. Аффан, и после него хазрат Али б. Аби Талиб (радиаллаху анх). То есть, последовательность их высоких степеней соответствует очередности их правления в качестве первых праведных халифов (аль-хуляфа ар-рашидун). Сказано о них в Коране: «И предварившие – предварившие? Эти – те, которые будут приближены в садах благодати» (56: 10-12). Каждый верующий (Му'мин), который любит первых халифов, является «Муттаки» – обладает высокой степенью богобоязненности. Те же, которые  выступают против кого-либо из них – лицемеры (Мунафык) и преступники (Шаки).

6. Раб Аллаха является Сотворенным Вместе со всеми своими Действиями. Все Деяния, Высказывания, Знания раба божьего являются «Махлюк» - творением Аллаха. Совершенно естественно, что если сотворен тот, кто совершает действия, то, стало быть, и все его действия так же сотворены.

7. Создателем и дающим пропитание (Рызык) является Аллах. Сказано в Благородном Коране: «Аллах – тот, который сотворил вас, потом оделил вас, потом умертвит вас, потом оживит вас…» (30: 40). Человек может добывать себе пропитание (Касб), используя свои знания. Добывать, зарабатывать себе имущество Дозволенным Способом – Дозволено (Халял), а Недозволенным Способом – Запрещено (Харам). Люди делятся на три группы. Одни из них – это Верующие (Му'мины), искренние в своей Вере. Другие – упорствующие в отрицании Единого Создателя – Неверующие (Кафиры). Третьи – погрязшие в обмане Лицемеры (Мунафыки). Всевышний Аллах Предписал к Обязательному исполнению (Фард): Му'минам – праведную жизнь (Амаль) и поклонение (Ибадат); Лицемерам – Предписана Искренность (Ихляс), а Кафирам – уверование (иман), так как сказано в Коране: «O люди! Пoклoняйтecь вaшeмy Гocпoдy, кoтopый coтвopил вac и тex, ктo был дo вac, - мoжeт быть, вы бyдeтe бoгoбoязнeнны!» (2: 21).

8. Всевышний Аллах Не нуждается Ни в чем!

9. Обтирание (Месх) Специальной Обуви (Мест) – Дозволено.[i]

Для человека, находящегося в пределах своего местожительства можно обтирать «мест» не снимая с ног 24 часа. Путнику и гостю (Мусафиру) дозволяется не снимать с ноги в течении 3-х суток (72-х часов). Если кто-либо будет это отрицать, то появятся большие опасения о его неверии (куфр), так как сообщения (хадисы) переданные по этому поводу очень близки к разряду «Мутаватир» – разряду наиболее достоверных хадисов.

Путникам также дозволяется сокращение 4-х ракаатных молитв до 2-х ракаатов. Это дозволение опирается на айаты Корана.[ii]

10. Всевышний Аллах приказал Перу (Каламу) заниматься описанием.  Когда Калам взмолился: «О Господи! Что же мне надлежит писать?», ему было велено: «Описывай все, что будет происходить до Судного Дня». Сказано в Коране: «И вcякaя вeщь, кoтopyю oни cдeлaли, - в пиcaнии, и вce мaлoe и вeликoe зaпиcaнo». (54: 52-53)

11. Мы верим, что мучения (в могиле) есть и будут.

Нельзя предполагать, что их нет. Мы верим, что в могиле ангелы Мункар и Накир будут задавать вопросы. Об этом говорится в хадисах.

Мы верим, что Ад и Рай созданы навечно. Всевышним Аллахом сказано, что Рай «приготовлен для Му'минов», а Ад «приготовлен для кяфиров». Всевышний Аллах создал Рай и Ад для награды и наказания. Обитатели Рая и обитатели Ада будут оставаться там навечно, так как сказано в Коране:

«Дa! Toт, ктo пpиoбpeл злo и кoгo oкpyжил eгo гpex, тo oни - oбитaтeли oгня, oни в нeм вeчнo пpебывaют. A тe, кoтopыe yвepoвaли, и твopили блaгoe, тe - oбитaтeли paя, oни в нeм вeчнo пpебывaют». (2: 82). И еще:

«A тe, кoтopыe yвepoвaли и твopили блaгoe, - Mы вoзлaгaeм нa дyшy тoлькo вoзмoжнoe для нee, - oни - oбитaтeли paя, oни в нeм пpeбывaют вeчнo». (7: 42). И еще:

«Пoиcтинe, тe, кoтopыe вepoвaли и твopили дoбpыe дeлa и cмиpилиcь пеpeд cвoим Гocпoдoм, oни - oбитaтeли paя, в нeм oни пpeбывaют вeчнo». (11: 23).

Мы верим, что Весы (Мизан) действительно будут, так как сказано Всевышним Аллахом, что в судный день будут поставлены весы, на которых будут взвешены все деяния, заработанные в этом мире каждым человеком.[iii] Мы также верим, что каждому человеку будет представлена книга его жизни, и они прочтут о своих деяниях.[iv]

12. Мы верим, что Всевышний Аллах воскресит всех мертвых в судный день и соберет всех в одном месте. Судный день будет длиться 50 тысяч лет по исчислению этого мира. Об этом сказано в айатах Корана. Обитатели Рая смогут увидеть Всевышнего Аллаха, но невообразимым для нашего разума образом. Это будет происходить вне времени, вне места, вне какого-либо направления или образа.

Мы верим, что в судный день Мухаммед Мустафа (саллалаху алейхи уассалам) будет по дозволению Аллаха субхана ва тааля защитником (ходатайствовать за спасение) всех верующих, и даже тех, у кого большие грехи.[v]

Хазрати Айша (радиаллаху анха) обладает самой высокой степенью среди всех женщин после нашей матери Хатиджа-и Кубра (радиаллаху анха) и так же приходится матерью всем Му'минам (верующим).

Эти наставления Имама А'зама Абу Ханифа, состоящие из Двенадцати положений, составляют Основу Вероучения Приверженцев Сунны – Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Кто покинет этот мир с твердой верой в эти положения, окажется в числе спасшихся.

(IAA, II: 256-258).

Имам Абу Ханифа был не только основоположником систематизации уже имеющихся знаний. Велика заслуга Имама в дальнейшей разработке науки фикх, в уточнении основных методов иджтихада. Собрав в единую систему знания, переданные Посланником (саллалаху алейхи уассалам) и его Сподвижниками по основам религиозного права и вероучения, Имам обучил много сотен  учеников. Большинство учеников школы Имама Абу Ханифа стали Муджтахидами разных уровней, которые, в свою очередь, были учителями следующих поколений Муджтахидов.

Одним из них был ученик имама Мухаммада аш-Шэйбани - Абу Бакр Джурджани. Впоследствии, известным ученым школы имама Джурджани стал Абу Наср аль-Ийади, - учитель имама Абу Мансура аль-Матуриди, да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля.

Имам Матуриди собрал и расширил в своих книгах знания по основам богословия, дошедшие до него от Имама Абу Ханифа, определил пути изучения –

 стал основателем 1-го мазхаба по Вероучению Приверженцев Сунны.

Основатель 1-го мазхаба по Вероучению - Имам Матуриди выделил из книг мазхаба Ханафи и занимался дальнейшей разработкой разделы:

1) Ильм-и усули калам - Науку по основам богословия и способам извлечения этих знаний из айатов Корана и хадисов Пророка Аллаха (саллалаху алейхи уассалам);

2) Ильм-и калам – Науку, разъясняющую суть Единобожия (Таухид), и связанные с этим шесть условий веры.

Основатель 2-го мазхаба по Вероучению – Имам аль-Аш'ари (266/879-330/941) в аналогичной работе опирался на книги мазхабов Малики, Шафии и Ханбали. Эти две школы по Вероучению имеют несущественные различия, ввиду индивидуального подхода муджтахидов при разъяснении одних и тех же теоретических вопросов. Обе школы верные, и Приверженцы Сунны следуют в Вероучении одному из этих двух путей. Таким образом:

Последователи мазхаба Ханифа придерживаются в Вероучении школы Имама аль-Матуриди. Последователи мазхабов Малики, Шафии и Ханбали придерживаются в Вероучении школы Имама аль-Аш'ари, хотя, конечно, бывают и исключения.

 



[i]Сказано в хадисе от хазрата Али: «Посланник (саллалаху алейхи уассалам)  разрешил нам обтирание обуви (Месх) дома в течение суток, а в пути – в течение 3-х суток» (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).

[ii] «A кoгдa вы пepeдвигaeтecь пo зeмлe, тo нeт нa вac гpexa, чтoбы вы coкpaщaли мoлитвy,…». (Сура 4 – «Ниса», айат 101).

[iii]  «И ycтpoим Mы вecы для дня вocкpeceния. He бyдeт oбижeнa дyшa ни в чeм; xoтя былo бы этo вecoм гopчичнoгo зepнa, Mы пpинeceм и eгo. Дocтaтoчны Mы кaк cчeтчики!» (Сура 21 - Пророки, айат 47).

[iv]  «И пoлoжeнa книгa, и ты видишь гpeшникoв в cтpaxe oт тoгo, чтo в нeй. Гoвopят oни: «Гope нaм, чтo c этoй книгoй, oнa нe ocтaвляeт ни мaлoгo, ни вeликoгo, нe зaчиcлив!» И oни нaшли нaлицo вce, чтo coвepшили. Tвoй Гocпoдь никoгo нe oбижaeт!» (Сура 18 – «Пещера», айат 49).

[v]  Хадис приведен у Тирмизи, Абу Дауда и Ибни Маджа.