О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОЛИТВАХ 3) Молитва "ТАХАДЖДЖУД"

Термином «Тахаджджуд» обозначаются все дополнительные молитвы, исполняемые ночью, кроме молитв фарз, уаджиб и тарауих. По многочисленным сообщениям (Бухари; Муслим и др.) известно, что Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи уасаллям) после исполнения ночной молитвы ложился спать, не прочитав молитву Витр. Затем вставал во второй половине ночи и до начала времени утренней молитвы проводил в молитвах. Перед самым рассветом читал молитву Витр, а затем переходил к сунне утренней молитвы.

По иджтихаду некоторых ученых, время намаза Тахаджджуд начинается сразу после ночной молитвы. Другие предлагают некоторое время поспать, и лишь затем вставать на Тахаджджуд. По иджтихаду третьих, - время Тахаджджуд определяется следующим образом: начало времени полуденной молитвы прошедшего дня, должно соответствовать  началу времени молитвы Тахаджджуд этой ночи и продолжается до начала времени утренней молитвы. Как известно, различные иджтихады ученых указывают на то, что Пророк (алейхиссалям) вставал на молитву Тахаджджуд в разное время. А это значит, что все эти рекомендации верны.

Тому, кто боится проспать намаз Витр, рекомендовано читать эту молитву сразу после сунны ночной молитвы. Если такой опасности нет, то лучше вствать на Тахаджджуд, а затем читать Витр перед сунной утренней молитвы.

О количестве ракаатов также много различных сообщений. По сообщениям от Айшы (радиаллаху анха), количество ракаатов и форма исполнения Тахаджджуда Пророком (алейхиссалям) зависели от состояния его здоровья. По одному из вариантов достоверных сообщений он часто совершал Тахаджджуд вместе с намазом Витр в количестве 11 ракаатов. [Бухари; М. Бин Анас; Муслим]. Таким образом, здесь эта молитва определена в 8 ракаатов (другие варианты: от 2-х до 12-ти ракаатов). Сказано, что Аллах не отвергнет просьбу своего раба после этой молитвы, прочтенной глубокой ночью.

В книге «Рамуз аль-Ахадис» приведен хадис от Укбы ибн Амра (радиаллаху анх): «В моей общине есть такие люди (достойные того, что просят). Когда один из них, на котором (шайтан с вечера завязал) узлы, встает среди ночи с намерением поклонения и начинает совершать омовение, то: как только он вымоет кисти рук, - развяжется один узел; при мытье лица, развяжется еще один узел; когда вымоет руки до локтей, развяжется еще один; после обтирания головы, еще один узел будет развязан; вымоет ноги, - не станет еще одного узла. Аллаху Тааля скажет после этого тем, кто за занавесом (Ангелам): «Посмотрите как он беспокоится о душе и усердствует перед тем, как изложить свою просьбу. Этот мой раб получит все, что просит».

Еще один хадис из той же книги от Абу Хурайры (радиаллаху анх): «Во второй половине ночи, или в последней трети, Аллаху Тааля обращается к своим рабам: «Нет ли просящего, - он получит что просит; нет ли обращающегося с мольбой, - ему воздастся; нет ли кающегося, - он будет прощен».