1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. СУЩНОСТЬ УПРЕКОВ И ОСУЖДЕНИЯ В ЧУЖОЙ АДРЕС

СУЩНОСТЬ УПРЕКОВ И ОСУЖДЕНИЯ В ЧУЖОЙ АДРЕС

Вопрос: На меня производит впечатление любой пустяк. Быстро выхожу из себя, чем обижаю родителей и людей старше себя. Для меня очень тяжело воспринять их ошибку и тут же начинаю критиковать. Затем сожалею о содеянном. Как мне избавиться от такого плохого качества?

Ответ: Ученые Ислама сообщают что гнев, раздражительность берет свое начало от высокомерия.

Критика, порицание - все равно что говорить: я знаю, а ты нет. Лучше откажись от своего мнения. Никому нельзя говорить такое, особенно таким   взрослым людям как родители. Знания сделают высокомерного еще более высокомерным, скромного - еще более скромным. Хвастовство своими знаниями - огромное несчастье. В хадис шарифе сказано: «Несчастье знающего, ставить себя выше других». Имеющий разум не станет вовлекать себя в беду, заявляя - Я знаю.  

Высокомерие - плохой вид нрава. Это харам. Это признак того, что человек забыл Аллаха. Им больны многие люди. Высокомерный не станет благочестивым. Высокомерие становится на пути каждого доброго дела. Когда человек говорит, что в нем нет высокомерия, значит, он высокомерный. 

Если не хотят, чтобы к нему присаживались другие, не хотят сидеть рядом с больными, не хотят нести в дом необходимые вещи, неприятно носить свои старые вещи, не хотят носить рабочую униформу, не принимают приглашение бедных людей, отавая предпочтение приглашению богатых, не обеспечивают необходимым родных и детей, не воспринимают здравую критику и правильные наставления и начинают препираться, не благодарят тех, кто указывают на недостатки и вину. Нравится когда встают при его появлений, то все это указывает на высокомерие.

Когда не нравится критика в свой адрес, говорит чем он лучше меня, он такой же человек, тяжело выслушать истину из чужих уст, то это тоже говорит о высокомерий. 

Высокомерие ставит человека против всех предписании Всевышнего Аллаха. Потому что высокомерный человек, выслушав от другого истину, не желает его принимать, тут же становится против. Тут же выступает против даже в вопросах веры. Будет отвергать истину из чужих уст, даже понимая, что тот прав.

Плохое берет начало от гнева. Если в одном человеке есть высокомерие, то признаком его является гнев. Гнев рождается из высокомерия. Об угрюмом и гневном человеке не говорят, как о хорошем. Гнев покрывает разум человека. В таком состояний попадает в руки шайтана. А шайтан же поведет его туда, куда захочет. Гнев может лишить человека веры. Это то, чего нужно сильно бояться.

ОСУЖДЕНИЕ КАК ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ

Вопрос: Один из друзей готов критиковать по любому поводу, будь это обычная жизненная ситуация, будь в вопросах веры задевает друзей за живое, утверждая, что это не так, а по другому. Откуда берет свое начало подобное всезнайство, подобная болезнь осуждения?

Ответ: Упреки берут свое начало от самолюбования, т.е. от высокомерия. Выискивать чужие ошибки – грех. Другое дело, если это амри маруф. Для амри маруфа нужна теплота и мягкость к людям, никого не задевать за живое. Например, увидев юношу с серьгой вместо: Ты стал походить женщину, лучше рассказать, что мужчине неприемлемо походить на женщину. Например, сказать: Женщины не стригутся под мужчин, не носят брюки. И мужчинам нельзя походить на женщин. Например, не отращивать волосы как женщины, не носить, как и женщины, колье. И тогда он поймет, что ношение сережек – это уподобление женщинам.

Другие статьи в этом разделе

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Вопрос: Слышал что нехорошо говорить в мечети, но ведь нельзя оставлять без ответа если задали вопрос. Что делать в подобных ситуациях?

Ответ: Входя в мечеть, нужно принять намерение на итикаф. Тогда не будет вреда в разговоре. («Ибн Абидин» в конце раздела о макрухах намаза. Футух-уль-кадир том1, стр. 367)

Вопрос: Судя по тому что мирские разговоры в мечети уменьшают савабы, то в необходимых ситуациях, наприме...

СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО МОЛЧАНИИ

Самый большой грех, совершенный языком - употребить «любую одну фразу приводящую человека к неверию». Ёще одна причина приводящая к неверию на последнем издыханий, это не защищать от харамов и грехов такие органы как язык, глаза, уши, ноги, желудок, половые органы и сердце. Важнее и нужнее всего, нужно беречь и защищать язык, что является ваджибом. Также то, что протащить человека напрямую в ад, это язык. В благородном хадисе от Имама Тирмизи переданным Абу Саидом Худри (радиаллах...


Москва

1445 год, 10 - Зулькада.
2024 год, 18 - Май.
Имсак *0:30
Фаджр *1:27
Восход 4:03
Ишрак 5:17
Зауаль карахат 12:10
Зухр 12:42
Аср-и Аууаль 17:03
Аср 18:13
Исфирар 19:51
Магриб 20:51
Иштибак 22:36
Иша’а *23:19
Иша’а-и Сани -