КТО ИЗБЕГАЕТ ХАРАМОВ

Вопрос: Кто и как избегает харамов?

Ответ: Исполнять фарзы может каждый, но не каждый сможет избежать харамов. Только благородные могут избегать харамов. В Исламе, не совершение греха, важнее совершения поклонений. В одном хадиси шарифе сказано: «Избежать одного мало мальского греха, лучше всех поклонений (из разряда нафиля) всех людей и джинов.» Каждый грех, является мятежом против Аллаху тааля, но некоторые по сравнению с другими грехами могут показаться незначительными. За воздержание от одного маленького греха вознаграждения дается больше чем за все дополнительные поклонения (нафиля) совершенные во всем мире, потому что дополнительные поклонения не являются обязательными (фарз). А воздержаться от греха, фарз. (Рияд-ун-насихин)

Совершить бид'ат (нововведение), опаснее больших грехов. С этой точки зрения, нельзя с намерением служения Исламу считать мубахом совершение нововведении.  

Избежать одного харама, более предпочтительно миллионов нафиля намазов. Посредством харама не выполняется фарз, совершая макрух, не исполняют сунну. Воздержание от харамов стоит превыше совершения поклонений. (Уюн-уль Бесаир)

Если приказ влечет за собой совершение харама, то чтобы не совершать харам, этот приказ откладывается или не выполняется. К примеру, для женщины хадж является фарзом, т.е. приказом, но если не будет рядом махрема, идти в хадж для нее будет харамом. Если очиститься от наджасы (нечистота) невозможно без открытия аврата (перед другими), то намаз совершают как есть. Потому что очищение, приказ, а открывать аврат, запрещено.

В ильмихале «Айюхаль валяд» сказано:

Савабов за избежание от харамов намного больше чем за исполнение фарзов. Грехи за не исполнение фарзов, намного тяжелее чем совершение харамов.

Можно допустить что поклонения идут прежде избегания харамов. Но это не так. Избегать харамов нужно прежде поклонений.

Хазрат Мухаммед Масум Фаруки говорит:

''Не отдалившись от одного из несовместимых вещей невозможно приблизиться к другому из них. Т.е. к друзьям Аллаха невозможно приблизиться не отдалившись от Его врагов. Фарзы может исполнить каждый; но не каждый сможет избежать харамов. Это смогут только сыддыки (благородные). Сделать добро под силу и хорошему и плохому. Но не сделать плохое, особенность приближенных Аллаха. Только верные люди не грешат.''

В вопросе ''Грех за неисполнение фарза – страшнее греха совершения харама'', присутствует следующее; харамы отвергают только веря что это харам, при этом нет деяния. При фарзах, в них нужно нужно верить и вместе с этим нужно их исполнять. Из-за того что отвергли исполнение, греха еще больше. Другими словами, человек который отверг и не стал исполнять фарзы, входит в еще больший грех чем за совершение харамов. Тот кто не совершает харамы, например не потребляющий алкоголь; не совершает такие нужные деяния как:  намаз, не соблюдает пост, не отдает закят. А тот кто употребляет алкоголь, делает только один грех. А тот кто не совершает намаз, отвергает много деяний.  

Если остановиться на вопросе греха за неисполнение фарза то в одном намазе существует 12 фарзов. В пятикратном намазе, есть 60 фарзов. Тот кто не совершает намаз, за один день успевает совершить 60 больших грехов. Только представьте, сколько бы этот человек не совершал добрых дел, сколько бы не совершал поклонений, все его савабы будут  уменьшаться и в итоге исчезнут вовсе. Может и расчитается с долгами, но в качестве савабов ничего ему не достанется. А это значит, сколько бы грехов человек не совершал, но пусть не отвергает намаз.  

Хазрат Имам Раббани сказал:

''Чтобы избегать харамов в полной мере, нужно избегать многое из мубахов! Мубахами пользоваться только в необходимых пределах! Тот кто пользуется мубахами сколько ему заблагорассудится, начнет делать и сомнительное. А сомнительное близко расположено к хараму. Нафс человека похоже на животное, думает только о себе. Тот кто ходит по краю пропасти, в один из дней может сорваться в нее. Чтобы таква (благочестие) было исполнено в полной мере, мубахи нужно использовать только при острой необходимости! И этот необходимый предел нужно использовать с намерением выполнения обязанностей раба. Суметь избежать многих мубахов, большая благость. Нужно избегать хотя бы харамов, а многое из мубахов избегать настолько, насколько это возможно! При совершений мубаха сверх необходимого, тут же раскаяться! Нужно понять что подобное приводит к совершению харама! Нужно с сожалением прибегнуть к Аллаху и взмолиться! Вполне возможно что подобное сожаление и раскаяние, закроет собой излишнее использование мубахами и защитит от вреда таких деяний. Потому что сказано: «Склоненная в сожалении голова грешника лучше чем в надменно поднятая голова совершающего поклонения.'' (М. 76)