ПОДАРКИ И РЕШЕНИЯ ПО ДАРЕНИЮ

    Вопрос: Какова важность обмена подарками? Можно ли вернуть подарок обратно без ведома нового хозяина или пользоваться без его ведома?

    Ответ: Подарок, становится имуществом того кто получил подарок, без его ведома пользоваться нельзя.

    Подарок, говорит о симпатий к человеку. Приведем два хадис-и шарифа:

    «Если любите брата по вере, то дайте ему об этом знать!» (Бухари)

    «На пути Аллаха, тот кто любит своего брата по вере скажет ему об этом, потому что это способствует дружественным отношениям, подарок делает привязанность сильнее.» (Ибни Аби-д-Дуния)

    Поэтому дарить подарки является сунной. Нужно ввести в привычку дарить подарки, хотя бы незначительные! Приведем несколько хадисов:

    «Обменивайтесь подарками, пусть ваша симпатия друг к другу станет сильнее!» (Табарани)

    «Подарки укрепляют дружбу, гасит обиду.» (Абу Нуаим)

    «Подарок, прекрасный ризк присланный Аллахом. Тот кто принял, тем самым принимает то что прислал Аллаху тааля. Тот кто отверг, тем не принял присланное Аллахом.» (Рамуз)

    «Принимайте то что не ожидали! Это ризк присланный Аллахом тааля.» (Байхаки)

    «Вы тоже преподнесите подарок тому кто вам сделал подарок! Если нет ничего, то сделайте за него дуа, подарок не должен остаться без ответа!» (Насаи)

    Вопрос: В каких случаях подарок разрешен, в каких случаях противопоказан?

    Ответ: В книгах сказано:

    1 – Подарок или пожертвование, безвозмездное вручение существующего имущества. Можно также дать и попросив что-нибудь взамен. Например, разрешается сделать условием возврат долга.

    2 – Подарок с условием возмещения, не достоверен пока не будет возмещения. Подарок и его возмещение должно быть вручено пока не расстались. 

    3 – «Если умрешь ты, то станет моим, если я умру, пусть станет твоим» - Преподнесенный таким образом подарок в виде дома, недействителен.

    4 – Если один скажет другому «Пусть дом будет твоим до твоей смерти» то после смерти взявшего дом, возвращается давшему.

    5 – «Бери, расходуй», деньги данные с такими словами где не было сказано что это подарок, считается данным в долг. Одежда которую дали со словами, «бери, носи» будет подарком.

    6 – Тот кто собирается дать подарок может отказаться от своего действия. После вручения подарка, подарок может быть возвращен если стороны не против.

    7 – Если чтец Корана, прочитает Коран ради Аллаха без предварительного согласования оплаты, то может взять подарок за чтение. Если скажет что подарка недостаточно много, тогда то что ему дадут сверх подарка будет для него харамом.

    8 – Подарок от ребенка недействителен. Чтобы подарок ребенку стал действительным, нужно вручить ему на руки, стать его собственностью.   

    9 – Если бедняк взятую от богатого милостыню подарит богатому, то богатому разрешается взять.

    10 – Если один скажет другому «Дарю тебе это имущество» и он возьмет, то подарок считается взятым.

    11 – Покупатель может подарить другому свою покупку не приняв товар в руки от продавца.

    12 – Если один из двоих умрет до вручения подарка, то подарок становится недействительным.

    13 – Двое людей совместно владеющие домом, могут подарить дом третьему лицу. Не разрешается подарить один дом двум лицам. Потому что, не разрешается давать имущество которое может быть разделено, как неделимое.    

    14 – Подарок с условием «в начале следующего месяца подарю тебе вот это» будет недействительным.

     15 – Если дарят или отдают дом с условием что будут содержать и помогать до самой смерти, и принявший начнет выполнять условия, то дом обратно взять не может.

    Пусть и является нарушением продавать дом с условием жить пока не умрут, но разрешается подарить и после того как вручили, обратно взять не может. (Маджалла 855.)

    16 – Присутствие подарка при вручений обязательно, условием не является то что подарок не готов.

    17 – Подарок взятый силой недействителен. Например если муж требует «Пока не подаришь мне назначенный мной махр, не пойдешь в дом отца» а жена соглашается и дарит, то такой подарок не будет действительным. Потому что подарок который дали не имея на то желания недействителен.

    18 – Подарок будет считаться таковым когда переходит на руки. А купленное начинает принадлежать до того как взяли себе.

    Пока точно не выясниться что заработок из харама, все подарки от таких людей будет дозволенным.

    19 – Смертельно больной может подарить одну треть своего имущества другим кроме наследников.

    20 – Тот кто подарил должнику его долг не может отказаться от содеянного. Если скажет «Мне не должны», то долга больше нет.

    21 – С теми кто имеет сомнительный заработок, нужно обмениваться подарками и брать в долг!  

    22 – Разрешается дарить скот с условием что заберет приплод который родится. Приплод тоже может быть подарком.

    23 – Никях (обряд бракосочетания) с условием без махра будет действительным. Но позже махр (свадебный подарок невесте) все же нужно будет дать.

    24 – Сделка требующая от покупателя никому более не продавать товар, или же покупка товара с условием никому более не продавать товар будет действительным, но все эти условия ничего не значат, так не делается.

    ЗАБРАТЬ ПОДАРОК ОБРАТНО

    Вопрос: Разрешается ли подарок потребовать обратно?

    Ответ: Подарок, дать какое-либо существующее имущество без возмещения. Можно дать подарок и попросив что-нибудь взамен. Подарок нельзя требовать обратно если не возникла вынужденная ситуация.

    Не разрешается забирать обратно подарок данный бедняку, потому что подарок бедняку это садака. Забирать обратно садака не разрешается. Подарок подаренный богатому разрешается взять обратно если возникла в нем нужда, но это некрасиво, потому что в хадис-и шарифе сказано: «Тот кто обратно просит подарок, похож на собаку которая лижет свою блевотину.» (Бухари)

    Просить обратно свой подарок пусть и похоже на вылизывание блевотины, но если есть причина или если даже нет, тот кто дал подарок может попросить подарок обратно. Если есть один из семи случаев, обратно требовать свой подарок не может:

    1 – Если подарок стал лучше: подаренную книгу красиво переплели, подаренный скот принес приплод, сделали ремонт в подаренном доме чем сделали его лучше, в подаренном участке земли посадили деревья, на подаренный пиджак пришили подкладку, т.е. подарок стал более ценен, то подаривший не может требовать подарок обратно. Если подаренный нож наточили, то подаривший не может требовать обратно. Если подаренную одежду покрасили от чего оно стало еще ценнее то требовать обратно не могут. Если одежда от покраски не стала лучше или потеряла стоимость то подаривший может попросить обратно свой подарок. Если подаренного барана зарезали на курбан, и после этого подаривший попросит обратно свой подарок, то может взять уже зарезанное животное. Но тот кто совершил курбан выполнил свой долг, его курбан будет принят.

    2 – Смерть одной из сторон:

    В случае смерти дающего или принимающего подарок, обратно уже не требуют. Если умер тот кто дал, то его наследники не могут просить обратно подарок. Если умер получивший подарок, с его наследников подарок обратно не требуют.

    3 – Дать дарителю компенсацию подарка:

    Подарок нельзя потребовать обратно если в ответ на подаренный велосипед подарили обычный простой карандаш. Тот кто подарил карандаш тоже не может потребовать обратно свой подарок. Если ответный подарок дали не как ответ для велосипеда, а просто как подарок, то и велосипед можно потребовать обратно также как и карандаш. Если в подарке обнаружится какой-нибудь значительный недостаток, то могут вернуть а то что сами подарили попросить обратно не смогут. Например если в велосипеде не работают тормоза, порваны шины, то не могут сказать «забирай велосипед, возвращай карандаш.»

    4 – Подарок уже перестал быть имуществом получателя:

    Если подарок продан, пропал или передарен другому, то требовать обратно нельзя.

    5 – Брак между дарителем и получателем:

    Семейная пара не может подаренные друг другу подарки требовать обратно. Если муж мусульманин а жена неверующая ахл-и китаб, даже будучи разведенными не могут требовать обратно подаренное. Если мужчина делает подарок чужой женщине и если после этого они поженятся то может попросить вернуть подарок, т.к. подарок был сделан до никяха. В наши дни это происходит весьма часто. После сватовства, жених дарит будущей невесте подарки, после никяха разводятся и могут потребовать обратно подарки сделанные до женитьбы. Подарки сделанные в то время когда были семьей, требовать не имеют права.

    6 – Родственники, брак между которыми навсегда запрещен брак:

    Усуль и фуру, т.е.  дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и того старше, родители, дети внуки и правнуки и еще меньшие, братья, дети братьев, дядья с обеих сторон, тети с обоих сторон не могут требовать вернуть подаренное. В этом случае равны все родственники, и верующие и неверующие.

    7 – Подарок изменился:

    Подаренное зерно смололи в муку, испекли хлеб, из подаренного молока сделали сыр, масло. После подобного, подарок обратно взять не могут. 

    Если один дарит другому тысячу рублей, после этого первый просит у второго в долг тысячу рублей, второй дает первому в долг тысячу рублей, то тот кто взял в долг, не может сказать «Эту тысячу рублей подарил тебе я и возвращать не буду.»

    Если человек прощает свой долг, то не может потребовать вернуть то что простил.

    Если подаренное было продано, затем покупатель вернул обнаружив недостаток, то подаривший уже не может потребовать вернуть подарок.

    Когда подарок отдан то подаривший уже не может потребовать обратно, получивший не может вернуть. Не важно кто сделал подарок; родственник или посторонний.

    Дарение действительно если дают подарок с условием принятия обратно в случае обнаружения недостатка. А условие обратного принятия подарка недействительно, потому что подарок это подношение для которого нет подобных условий.

    (все приведенное выше взято из книг ''Ихтияр'', ''Радд-уль мухтар'' и ''Хиндия'')

    Если муж ставит жене условие: «Пока не подаришь мне махр который я тебе должен, не пойдешь в дом своего отца» а жена согласившись подарит, то такой подарок не будет действительным, потому что подарок сделанный против воли, недействителен. Ставить условием подарить махр мужу, например «Если сделаешь, то прощаю тебе свой махр» недействительно. (''Фатафа-и Баззазийа'')

    Если тот кому должны, подарит долг своему заимщику или кому-либо другому, то уже не сможет отказаться от своего подарка. Покупатель может подарить свою покупку кому-нибудь другому до того как станет владельцем покупки. Нельзя сказать что преподнесет в подарок некую вещь в начале следующего месяца. Если человек скажет, сделаю подарок если рассчитаюсь с долгом, то по расчету с долгом, нужно будет сделать подарок. Если еще не выплатил долг, может отказаться от дарения подарка. Подарок при дарений должен существовать, то что еще не приготовлено, не является обязательным условием. Если подарок принесенный на свадьбу неизвестно чей, то поступают так как принято в данной местности.  (Маджалла)

    Если жених утверждает что присланое было махром а невеста говорит что подарок, то съедобное считают как подарок а другие подарки засчитывают как махр. (Саадати Абадийа)

    Подарок достается тому кому был подарен. Если оставлен дому, то общие вещи достаются мужчине, если это вещи женские, то жене. Тоже самое и с подарками на свадьбу. Если подарки характерно женские, то достаются женщине а общие вещи берет себе мужчина. Например такие вещи как шарф, браслет, колье достаются жене, а галстук, кастрюля, блюдо достаются мужчине. Тоже самое и с подарками которые преподнесли мальчику на обрезание. Если преподнесли в качестве подарка шарф, то достается матери, если это галстук, отцу. Если это игрушка, детский велосипед то достается ребенку. Если кастрюля, блюдо, то будет принадлежать отцу.

    Вопрос: Подарки благочестивым сыну и дочери должны быть равными?

    Ответ: Да. В хадис-и шарифе сказано: «Когда делаете детям подарки, обратите внимание чтобы подарки были равноценными!» (Табарани)

    Ребенку грешнику не нужно оказывать помощь больше чем его нафака!

    Вопрос: Можно ли брать подарки от кафира, дарить ему подарки?

    Ответ: Разрешено если возникает необходимость. (Хадика)

    Вопрос: Если деньги на банковском счету или акции подарю своему отцу со словами «Отец дарю их тебе» то будет ли считаться что подарил их, станет ли его имуществом?

    Ответ: В книге ''Фатава-и Баззазийа'' сказано: «Можно сказать ''Дарю тебе деньги которые мне должен тот или этот, возьми их у него.» Значит, дарит можно, но не станет его имуществом сразу как сказали об этом. Необходимо чтобы подарок перешел в руки, т.е. деньги в банке должны быть переведены на счет отца. В ''Ибни Абидине'' сказано: «Долг может быть подарен только должнику. Чтобы подарить другому, его нужно  уполномочить для этого.» Деньги станут его имуществом только после того как его сделают представителем и он переведет деньги на свой счет. 

    Вопрос: Если подарок мне сделают при людях, то те кто были рядом тоже будут владеть этим подарком, я буду вынужден поделить подарок с теми кто был в это время рядом?

    Ответ: Если вам сделали подарок при людях, то вы не должны делиться подарком. Хадис где говорится: «Когда случается подарок, он общий для всех кто бял рядом.» относится не ко всем подаркам а также не говорит о том что вынужден поделится с остальными. Если это что-либо съедобное или какое-нибудь питье, то не поделиться с присутсвующими будет некрасиво. Если это была авторучка, то не нужно его делить на всех отламывая от нее кусочки.

    Вопрос: Есть ли разница, между подарком в виде хорошей книги по нашей религий или же это будет килограммом конфет?

    Ответ: В обоих случаях ждет большой саваб. Но за книгу саваб будет продолжаться даже после смерти. В хадиси шарифе сказано: «Саваб за полученные и распространенные знания будут продолжаться и после смерти.» (Ибни Маджа)

    Вопрос: Мой двоюродный брат забирает поносить мою одежду, а свое оставляет у меня. Знает что я не стану возражать, и некоторые из вещей мне и не жалко, пусть носит и вернуть обратно я не прошу. Но после, я уже и не могу вспомнить что же я не хотел вернуть обратно. Пока не произнесу устно что вещь его, станет ли одежда принадлежать ему эта? 

    Ответ: То что отдавали не требуя денег, отдавая сказали «бери, пользуйся» становится подарком. То что уносит надев на себя, забирает оставляя вместо них свою одежду, не считается подарком. И то что внутри себя соглашались что это подарок не делает это подарком. Станет подарком если устно скажут «дарю свою одежду которая находится у тебя».

    ПОДАРОК НЕ ТРЕБУЮТ СИЛОЙ

    Вопрос: Когда прошу мужа сходить куда-нибудь, или сделать что-нибудь, он говорит ''пока не подаришь свой махр не будет этого''. Можно ли согласится устно но не соглашаться в сердце?

    Ответ: При дарений подарка значение имеет устное слово. Даже если подарили в шутку, это будет считаться подарком. Но не будет подарком если этого требовали силой, насильно. Т.е. подарок отобранный под угрозой не действителен. В будущем жене нужно потребовать свой махр. Потому что в книгах фетв говорится:

    «Если муж ставит жене условие: «Пока не подаришь мне махр который я тебе должен, не пойдешь в дом своего отца» а жена согласившись подарит, то такой подарок не будет действительным, потому что подарок сделанный против воли, недействителен. Ставить условием подарить мужу махр, например «Если сделаешь, то прощаю тебе свой махр» недействителен. (''Фатафа-и Баззазийа'')

        СЛУЧАИ КОГДА ДЕЙСТВУЮТ СЛОВА

    Вопрос: Судя потому что во второй части ''Маджалла'' в одном месте сказано: «Какая была цель так и выносятся решение», то в Исламе имеет значение намерение, а не слово?

    Ответ: Этот выражение имеет отношение к решению по хадису «Дела судятся по намерению.» В Исламе есть моменты когда силу имеет только намерение а устное слово не имеет значение, а также есть положения когда необходимо действовать только лишь по произнесенному вслух слову а намерение не имеет никакой силы. Например в таких случаях как; никях, таляк, адак (обещание), освобождение раба, клятва, купля-продажа, подарок и совершение греха, значение имеет слово а не намерение. Приведем несколько примеров:

    1 – В шутку или исполняя роль, поженившиеся при двух свидетелях, становят женатыми на самом деле. Намерение не действительно. Или же муж в шутку или с целью запугать жену скажет «Развожусь с тобой», то его жена становится свободной от брака. В двух хадиси шарифах сказано:

    «Если в шутку поженились или развелись, то действительны и никях и таляк (развод).» (Табарани)

    «В  трех случаях действительны сказанное и в шутку и всерьез, никях, таляк и отказ от таляка.» (Тирмизи)

    2 –  Если давая клятвенное обещание (адак) не было намерения, было произнесено между разговором, то адак становится действительным. Потому что при адаке сказанное пусть в шутку пусть случайно, не задумываясь, все равно что произнесенное серьезно. Даже если вместо того чтобы сказать «Буду поститься один день» вырвется «… один месяц» то нужно будет поститься один месяц. Действует слово, намерение нет.

    3 – Если неверующая девушка предлагает «согреши со мной и я стану мусульманкой», то не разрешается грешить думая «Дела судятся по намерениям». В подобной ситуации намерения недействительны, действителен совершаемый грех.

    4 – Если после торгового действия одна из сторон скажет «Это была шутка, отказываюсь от сделки», то это уже не будет иметь силы.

    5 – Если кредитор сначала сообщил что подарил свой долг а затем говорит: «это была шутка» то от своего подарка не может отказаться. Намерение недействительно, действительно слово.

    Как можем видеть, в некоторых случаях берут за основу произнесенное, на намерение внимание не уделяется. Вторая часть ''Маджалла'', неприменима к тому что приведено здесь.

        НАМЕРЕНИЕ  ПРИ ДАРЕНИЙ

    Вопрос: Если с намерением пошутить было сказано, дарю тебе этот дом, а противоположная сторона скажет, принимаю, то станет ли действительной предложение дарителя и согласие принимающей стороны и станет ли принадлежать ему дом?

    Ответ: Да, дом станет его. При дарений за основу берется не намерение а сказанное слово. «Дарю тебе дом» это предложение (Иджаб), «Принимаю» это согласие (Кабул). В книге ''Саадати Абадийа'' сказано:

    Иджаб (предложение) то что должно быть сказано, дают понять противоположной стороне; продаю, отдаю, дарю, а кабул (согласие) должно быть сказано в прошедшем времени; беру, согласен, доволен, принимаю. И предложение и согласие могут быть выражены так как это принято в данной местности и в прошедшем времени, то намерение делать не нужно. (раздел Купля-Продажа)

    А это значит что намерение недействительно.

    ПРАВА СОЗЕРЦАЮЩЕГО

    Вопрос: Когда мы едим и пьем то должны ли предложить тем кто находиться рядом?

    Ответ: Будет лучше. Это называют правом того кто невольно видит происходящее. В таком случае предложить пусть и не является обязательным условием, но не предложить, неэтично, нечто неподобающее среди людей. При людях лучше не есть, или же нужно предложить.  

    Вопрос: Мне подарили носки со словами «чтобы ты надевал на намаз». Не станет ли харамом если буду носить вне намаза?

    Ответ: Нет, это не будет харамом. Подарок действительный, подобное условие недействительно. Можете вовсе не надевать на намаз и даже можете передарить другому. Т.е. вещь теперь ваша, может использовать как вам угодно.

    Вопрос: Кто-то говорит «подарок нельзя передаривать», а кто-то утверждает «передаривать подарок, сунна». Чтооо из этого правильно?

    Ответ: Передаривать подарок можно.

    Вопрос: Насколько правильно бесплатно использовать труд человека, просить с человека подарок?

    Ответ: Это неправильно. В хадис-и шарифе сказано: «Тот кто жалуется на свою нужду, никогда от них не избавится. Избавится от них если раскроет их Аллаху.» (Хаким)

    ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА

    Вопрос: Можно ли взять предлагаемый в подарок духи и цветы?

    Ответ: Нужно брать любой подарок. Подарок не отвергается. Нужно понюхать подаренные духи и цвети. Понюхав цветы нужно произнести салават-и шариф, потому что пот Расулюллаха (алейхиссалям) пахли цветами. В хадис-и шарифе сказано: «Три вещи укрепляют организм: хороший запах, одежда из мягкой ткани и употребление в пищу меда.» (Шира)

    ОБЩИЕ ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ

    Вопрос: Можно ли дарить третьему лицу плоды с общего сада и огорода?

    Ответ: Часть того что может быть поделено, такие как плоды на дереве или огороде, могут быть подарены только после того как поделено.

    ДАРЕНИЕ ДОМА

    Вопрос: Могу ли подарить дом с условием оставаться в нем до своей смерти, своей жене или детям?

    Ответ: Да, можно.

    ПРОКЛЯТИЕ ПОДАРКА

    Вопрос: Если дарят в подарок съедобное, которую приняли и съели, а затем между людьми происходит какой-то разлад, и подаривший скажет «пусть станет для тебя харамом мой подарок» то станет ли харамом подарок?

    Ответ: Нет харамом не станет. Если подаривший пожелает свой подарок обратно, а подарок съеден или же в подарке произошли какие-то изменения, то возвращать не нужно. Если подарок не поменялся и еще присутствует, то требовать обратно подарок очень некрасиво. В хадис-и шарифе сказано: «Требующий обратно свой подарок, похож на собаку которая лижет свою блевотину.» (Бухари)

    ДАРЕНИЕ ДЕРЕВА

    Вопрос: Может ли человек подарить растущее в саду дерево?

    Ответ: Нет, не может. Можно подарить растущие на дереве плоды. Нельзя преподнести блюдо с едой и сказать «дарю само блюдо, еда в нем не является подарком». Можно сказать наоборот, т.е. дать блюдо с едой и сказать что подарком является еда, а блюдо попросить вернуть. Потому что еда это то что можно отделить от посуды. Точно также нельзя подарить барана и сказать что шерсть с нее не является подарком. Дариться вместе с шерстью. Дерево растущее в саду не входит в это правило. Т.е. растущее в саду дерево не дается в подарок, потому что дерево произрастает и находится в саду. Оно не сможет жить без своего сада. Разве только можно срубить и отдать как подарок. Пока растет в саду не может быть подарено.

ПОДАРЕННАЯ ОДЕЖДА

    Вопрос: Мой друг перед намазом попросил меня встать имамом и и дал свой пиджак. Пиджак оказался как по мне. Я спросил «Ты отдал мне, теперь это мое?» Он сказал «Да, дал тебе». После намаза потребовал пиджак обратно. Я напомнил ему что он отдал мне пиджак. «Я сам испытываю тяжелые времена, так что подарить не смогу», ответил он и забрал пиджак. Это уже будет грабеж?

    Ответ: И иджаб и кабул, были произнесены принятыми в местности выражениями и в прошедшем времени, то намерение не нужно. (Саадати Абадийа)

       Судя по тому что тут случился и иджаб и кабул, даже если и не было намерения подарить, пиджак ваш. Не отдать, не может. Если вы не считаетесь нищим по нормам Ислама, и если нет условий при котором можно вытребовать обратно пиджак, и даже если дозволяется попросить вернуть обратно подарок, требовать вернуть подарок обратно не совсем по-человечески, вам нужно поступить по-мужски и подарить пиджак обратно, чем помогли бы ему выйти с достоинством из данной ситуаций.