О ЧТЕНИИ КОРАНА В МОЛИТВЕ ЗА ИМАМОМ

Возьмем, к примеру, известный хадис из сборников Бухари и Муслима: «Без Фатихи -  молитвы нет». На первый взгляд ученые мазхаба Ханафи противоречат данному хадису, запрещая читать суру Фатиха в молитве за имамом. Более того, они относят подобное  действие к разряду «Тахриман Макрух» – то есть, действие, близкое к хараму. И что теперь?  Должны ли мы действовать в соответствии с дошедшим до нас хадисом, отвергая при этом иджтихад Имама А'зама Абу Ханифа (рахметуллахи алейх)? Если «Да» то мы станем безмазхабными, так как подобные действия - это следование Корану и Сунне в соответствии с собственным пониманием.

Хазрат Имам Раббани (рахметуллахи алейх) пишет в своей небольшой книге «Мебда' ва Ме'ад»:[i] «Я знал, что в молитве чтение Корана (Кыраат) является фардом. Да и в хадисе говорится, что нет молитвы без Фатихи. Поначалу я не мог понять все причины,  побудившие ханафитов вынести решение - читать в совместной молитве из Корана только имаму, а джамаату в это время слушать молча.

Несмотря на то, что я не имел далиля относительно молчания тех, кто молится за  имамом, все же продолжал следовать решению ученых мазхаба, и не читал за имамом Фатиху. Мне было известно о большой опасности считать доказательства (далилы) мазхаба слабыми и отвергать хукмы ученых. Чтобы не оказаться в числе безмазхабных, я продолжал не читать Фатиху за имамом. Понимание правомочности такого решения (ученых мазхаба) пришло ко мне позже – ведь имам предстоит перед джамаатом и читает из Корана как бы от всех, кто ему следует в молитве. Это можно сравнить с решением общественной проблемы какого-либо поселка. Общее поселковое собрание выбирает небольшую делегацию для обращения в вышестоящий орган от лица всех проживающих. Чтобы на приеме скажем у главы области не говорить всем членам делегации об одном и том же, они выбирают из своей среды одного представителя, который бы выразил их общее мнение. Естественно, что этот способ  разъяснения ими проблем своего поселка будет более удачен, чем, если бы они стали объяснять представителю власти все вместе, наперебой. Таково и положение джамаата, следующего в молитве за имамом». ("Mebda' va Me'ad " f. 28).

Известен случай, произошедший с Имамом А'замом Абу Ханифой (рахметуллахи алейх), связанный с этим его иджтихадом. Когда его фетва о том, что все, кто следует в совместной молитве имаму, не должны читать за ним ни Фатиху, ни короткую (замми) суру, была услышана группой людей, не согласных с ним, и они пришли к нему с твердым намерением доказать обратное. Их было десять человек, решительно утверждавших, что имам в этом случае ошибается. Они наперебой объясняли ему, что у них имеются весьма серьезные доказательства, и что пришли поспорить с ним:

Имам А'зам: Погодите, погодите! Вас десять человек, а я один. Как же я одновременно со всеми буду спорить?

Они: Хорошо, что вы предлагаете?

Имам А'зам: Выберите одного из вас, наиболее грамотного, знающего тему спора, я с ним и буду говорить. Только учтите, что он будет говорить и от себя, и от всех остальных. Идет?

Они: Ваше предложение вполне нормальное…

Имам А'зам: И еще учтите: если он выиграет у меня спор, то будет считаться, что вы все у меня выиграли. Если же я у него выиграю, то значит – я выиграл у всех вас. Принимаете условие?

Они: Идет! Условие принимаем!

Имам А'зам: Тогда – Всё!!! Вы проиграли!!!

Они: То есть, как это так? Ведь мы же еще и не начинали?

Имам А'зам: Как не начинали! Разве вы только что не согласились с тем, что выбранный вами знаток будет говорить от лица всех вас?

Они: Да, согласились.

Имам А'зам: Вот и я согласен с тем, с чем вы согласились, и говорю в своей фетве то же самое: «Имам, выбранный джамаатом, читает Коран и от себя, и от тех, кто ему следует, остальные же в это время молчат». Может что-нибудь тут не ясно?

Десять человек, пораженные простотой ответа имама, были вынуждены признать его правоту и принять истину.

Мухаммад аль-Хадими[1] пишет: «Принятые четыре далиля существуют для муджтахидов. Нашими же далилями являются принятые решения (хукмы) муджтахидов нашего мазхаба, так как мы не правомочны выносить собственные решения, прочитав аят или хадис. Если какая-либо фетва мазхаба на первый взгляд не соответствует аяту или хадису, то это еще не значит, что фетва ошибочна. Ведь толкования аятов и хадисов могут требовать иджтихада. Вполне возможно, что существуют другие аяты и хадисы на эту тему, отменяющие предыдущие, или же имеющие другой смысл». («Аль-Баракат-уль-Мухаммадиййа …» - имам аль-Хадими).

Ибни Эмир Хадж[2] пишет: «Мой учитель Ибни Хумам говорил: «Мусульманин, не являющийся муджтахидом, обязан следовать одному из четырех мазхабов. То есть, он обязан действовать в соответствии с теми знаниями, которые муджтахиды извлекли путем иджтихада из аятов Корана и хадисов»» ««Ат-Такрир ва-т-Тахбир фи шархи-т-Тахрир»).[ii]

Несколько хадисов о чтении Фатихи в молитве:

«Без Фатихи молитва недостаточна». (Тирмизи).

«Не читайте (из Корана) в молитве, когда читает имам. Читайте Фатиху тихо». (Бэйхаки).

«Без Фатихи – молитвы нет» (Бухари, Муслим).

Опираясь на эти хадисы и другие сообщения, ученые мазхаба Шафии пришли к выводу, что читать в молитве за имамом Фатиху – обязательно (фард).

Фетва ученых мазхаба Малики заключается в том, что Фатиху читать за имамом  рекомендуется (мустахаб), когда он читает тихо (шепотом). Если же имам читает вслух, то джамаат фатиху не читает.

При самостоятельном исполнении молитвы по мазхабу Малики читать Фатиху – фард, а по мазхабу Ханафи – ваджиб.

Посмотрим еще хадисы:

«Если читаете молитву с имамом, - молчите. Кыраат (чтение Корана) имама, - это чтение джамаата». (Хатиб).

«Если кто-либо исполнит один ракаат без чтения Фатихи, исключая молитву за имамом,  то (будет считаться, что) он не исполнил молитву вовсе» (Тирмизи).

«Кто-то читал в молитве вместе со мной. Что это? Соперничество в чтении Корана?» (Тирмизи).

Опираясь на эти хадисы и другие сообщения, ученые мазхаба Ханафи пришли к выводу, что читать в молитве за имамом Фатиху – весьма нежелательно (Тахриман макрух).

Имамы 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а (да будет милостив к ним Аллах) никогда не принимали решение по какому-либо вопросу без самого тщательного, всестороннего исследования любого вопроса. Следование этим мазхабам – наилучший способ следования Корану и Сунне!      Аль-хамду-лиль-Ляхи Рабби-ль-алемиин! – Хвала Аллаху, Господу миров!



[1] Имам Хадими (Мухаммад б. Мустафа; Мауляна Абу Саид; 1113-1176/1701-1762). Известный ученый – факих мазхаба Ханафи. IAA,XVI: 334-357.

[2] Ибни Эмир Хадж: Ученый по фикху мазхаба Ханафи (825-879/1422-1474) . Среди его учителей: Ибни Хаджар Аскалани (773/1372-852/1449);  Ибни Хумам (790-861/1388-1457). IAA,XII: 127-128.



[i] "Мебда' ва Ме'ад" – Книга Имама Раббани (Ахмад б. Абдулахад аль-Фаруки 971-1034/1536-1624).

[ii] "Ат-Такрир ва-т-Тахбир фи шарх-ит-Тахрир" – Книга имама Ибни Эмир Хаджа (825-879/1422-1474). Ученый по фикху мазхаба Ханафи. Среди его учителей: Ибни Хаджар Аскалани (773/1372-852/1449);  Ибни Хумам (790-861/1388-1457)