Зухри ахир (полуденный намаз) в пятницу

    Вопрос: Разрешается ли в пятницу, если есть очень сильная спешка, выйти из мечети сразу по завершений двух ракаатов пятничного намаза?

    Ответ: У пятничного намаза есть несколько условий из разряда уаджиб и ада. Есть вероятность что один или несколько из них могут быть не сделаны, вследствие чего пятничный намаз может оказаться не действительным. И поэтому, сделав следующее намерение: «Намереваюсь совершить последний пропущенный полуденный намаз который не совершил.» необходимо сделать четыре ракаата намаза который называется Зухри ахир. (Ибни Хумам и Ибни Абидин)

    Если поступить таким образом, то если пятничный намаз окажется принятым, то этот намаз вступит на место пропущенного намаза. Если пятничный намаз окажется не принятым, то займет место полуденного намаза. Нельзя пропускать намаз зухри ахир, его обязательно нужно прочитать. Если есть сильная спешка, то прочитав обязательный пятничный намаз в мечети, зухри ахир можно сделать в другом месте, пока не вышло время.

    Вопрос: Является ли нововведением совершение в пятницу намаза зухри ахир?

    Ответ: Нет, это не так. Когда не выполняется одно из условии Ада (условие которое должно быть исполнено) то этот намаз нужно сделать обязательно. Потому что в случае если пятничный намаз не обязателен, то становится обязательным совершение полуденного намаза.

    В книге мазхаба Шафии ''Танвир-уль кулуб'' сказано:

    «У досточтимого Рамли спросили «Как нужно наказать человека который обвиняет Шафиитов в том что они выступили против Аллаха и Его посланника и к обязательным пяти намазам добавили шестой обязательный намаз.» Он выдал фетву что им нужно дать хотя бы минимальное наказание, которое решит кадий. К пятикратному намазу добавить шестой, требует выхода из Ислама. К религий невозможно добавить что-то новое. Шафииты ничего к религий не добавляли. В местах где пятничный намаз совершается более чем в одной мечети, после намаза совершают полуденный намаз.».

    Кадий Мудирийа запретил Шафиитам читать полуденный намаз после пятничной  молитвы. Но когда ему прочитали вышеприведенную фетву, он как честный человек сказал: «О шафииты, я ошибся. Продолжайте после джума намаза совершать  полуденный намаз.» По этому вопросу была написана книга и досточтимым Юсуфом Набхани который является ученым мазхаба Шафии. В своем труде он говорит что там где пятничный намаз совершается более чем в одном месте, полуденный намаз должны сделать не только Шафииты, об этом сообщили и все ученые четырех мазхабов. 

    У Мухаммеда Ширвани есть труд по этому поводу, где сообщается что после пятничного намаза нужно совершить полуденный намаз. Этот ученый, в книге «Дауш Шама фи салят-из зухри баадаль джумуа» написал ответы ученых мазхаба Ханафи о совершений полуденного намаза после пятничного намаза когда намаз сделан более чем в одном месте города или когда возникает сомнение относится ли к городу или нет где совершен намаз. Этот уважаемый ученый, по одному ответил на все вопросы в этой проблеме. Во времена Посланника Аллаха, джума намаз совершался в одной мечети. Не разрешал опоздавшим сделать джума намаз вторым или третьим джамаатом. И Хулафа-и Рашидин держались этого положения.

    Во времена правления халифа Умара были завоеваны много новых земель, увеличилось число городов и несмотря на это, не было разрешения читать намаз больше чем в одной мечети. В письмах адресованных правителям, был приказ читать джума намаз в одной мечети.

    Во времена правления Омеядов, и в первые годы правления Аббасидов это положение не менялось. Совершение пятничного намаза более чем в одной мечети началось спустя 76 лет после смерти Имама Шафии о чем сообщили досточтимые Хатиб Багдади и Ибни Хаджар Мекки.

    По единогласному мнению факихов, пятничный намаз является уаджибом прочитать в одной мечети города. Совершать намаз в мечети которая не является единственной, значит оставление сунны. Имам Шафии сказал что не разрешается читать пятничный намаз если он сделан не в одной мечети одного города. Имам Субки, которого назвали вторым Имамом Шафии своего времени, дал такую же фетву как Имам Шафии. Великие ученые, каждое слово которых служит доказательством сказали что в случае если пятничный намаз совершают больше чем в одной мечети, то нужно сделать полуденный намаз. Потому что нужно быть предусмотрительным. В хадиси шарифе сказано: «Человек который избегал сомнительного, сохранил свою веру.»

    Шафииты, если пятничный намаз сделан в месте где более одной мечети, должны после пятничного намаза сделать полуденный намаз. А Ханафиты, после пятничного намаза, сделав намерение совершить последний пропущенный еще не сделанный полуденный намаз, который называется Зухри ахир, о чем сообщают такие ученые мазхаба Ханафи как Ибни Хумам и Ибни Абидин. Если поступить таким образом, то если окажется что пятничный намаз принят, этот намаз займет место каза намаза. Если пятничный намаз не принят, займет место полуденного намаза. (Реддуль мухтар)

    Вопрос: Тот у кого нет долгов по намазам, если совершает зухри ахир, то должен ли в каждом из четырех ракаатов читать зам суру?

    Ответ: Да, должен читать. Потому что если примется джума намаз то этот намаз будет нафиля. А во время третьего и четвертого ракаата нафиля намазов читать зам суру является уаджибом.

    А тому у кого есть долги по намазам читать не нужно. Он может читать и не читать. Т.е. в каждом ракаате фарза, читать зам сура не может навредить.

    Намаз зухри ахир, в случае если не будет принят джума намаз, принимается как полуденный фарз. Если будет принят, то примется как восполнение другого полуденного намаза. Если долгов по намазам нет, примется как нафиля намаз. 

    Вопрос: Вы сказали что тот у кого нет долгов по намазам, совершая зухри ахир, в третьем и четвертом ракаате должен читать зам суры. Если так, то тот у кого нет долгов по намазам, совершая сунну, сделает намерение на каза, то в третьем и четвертом ракаате должен будет читать зам суры?

    Ответ: Нет, читать не нужно. Зухри ахир не сравнивается с ними. Зухри ахир связан с тем что принят или не принят в этот день пятничный намаз. Когда тот у кого нет долгов по намазам, вставая на сунну сделает намерение на восполнение пропущенных намазов, сунна не отвергается. Вместе с фарзом будет прочитано еще и сунна намаз. И поэтому в сунне при котором сделано намерение на восполнение пропущенного намаза, в третьем и четвертом ракаате зам суры не читают. Т.е. читать зам суры в третьем и четвертом ракаатах не навредит. Если будет прочитан, то нет необходимости совершать сахв суджуд.

    Вопрос: Сколько ракаатов зухри ахир читает путник в пятницу.

    Ответ: Два ракаата.

    Вопрос: Будет ли макрухом читать икамат для зухри ахир?

    Ответ: Нет.

    Вопрос: Как совершают намаз зухри ахир, также как и фарз намаз?

    Ответ: Совершают после фарза пятничного намаза. Делают как фарз намаз.