Или все или ничего

Вопрос: Я женщина которая совершает намазы, держит пост, старается избегать харамов. Но я не укрываюсь. Две группы людей совершают на меня нападки. Одни говорят: Голова у тебя не прикрыта и поэтому никакое твое поклонение не принимается, зря стараешься, не делай поклонения попусту. Ислам это одно целое, если соблюдать то только полностью.

А когда второй группе людей я говорю не обсуждайте людей, не употребляйте алкоголь, не лгите, они отвечают что я сама хожу с не прикрытой головой. Правильно ли меня осуждают люди?

Ответ: Конечно же не правильно. К сожалению в наши дни есть такое утверждение «Или все или ничего». Например преобладают подобные мнения как «Если не делаешь намаз то не постись», «Не делаешь намаз, значит можешь грешить». В Исламе так: «Вера или есть или ее нет». Т.е. веры не бывает много или мало. Она или есть или нет. Исключение  хотя бы одного условия веры является неверием. Но не называют неверным того кто не исполняет одно из поклонений. Нельзя говорить на того кто не выполняет некоторые поклонения или не может удержать себя от некоторых грехов: «Ты совершаешь грехи, тебе нет необходимости совершать поклонения». Но избегать нужно даже самого малого греха. Тот кто совершает один грех, начинает делать и другие грехи. Один грех, притянет  за собой другие грехи. Грех – это поднятие мятежа, восстание. А разумный человек разве станет еще больше восставать против своего Господа? Напротив, будет стараться делать этого как можно меньше.   

Досточтимый Имам Раббани сказал:

Расскаяться во всех грехах и не совершать их, огромное благо. Если это делается, то раскаяние хотя в некоторых грехах тоже большое благо. Может от бараката идущего от этого, выпадет возможность раскаяться и в других грехах. Наши ученые говорят: «Человек который не может исполнить все, должен не потерять хотя бы то что имеет.» (2/66)

Нельзя говорить тому кто хотел бы отказаться от одного из множества грехов «Если не можешь прекратить остальные, то продолжай совершать и этот». Насколько больше сократиться количество грехов, тем будет лучше. Потому что отказ от греха из-за страха перед Аллахом, признак присутствия веры.

Совершение малого количества поклонении чем вообще их не совершать, уже огромное достижение. Мусульманство это размеренность и мягкость. И будет неправильно того кто только повернулся в сторону Ислама отвращать словами «Все или ничего», «Не постись раз не совершаешь намаз». В одном из хадисов кудси, Аллаху тааля сказал: «К тому кто сделал шаг Мне навстречу, я сделаю десять.» И елси опереться на слова ученых «Если не можешь исполнять все, то не потеряй хотя бы то что имеешь!», то вначале нужно делать хотя бы то что получается, и стараться не делать запрещенного. И необходимо будет надеятся что со временем, в честь всего этого, может удастся выполнять все приказы.      

В хадиси шарифе сказано: «Мусульманин который один раз в жизни размышлял об Аллахе, один раз в жизни испытывал страх по отношению к Нему конечно же выйдет из Ада.» (Тирмизи)

Если так, то какой бы ни был грех, которого мы бы хотели избежать, проявив при этом усердие, и понесем наказание за грехи в Аду, но в один из дней мы выйдем оттуда и войдем в Рай. Даже есть вероятность оказаться под чьим-либо заступничеством и сразу войти в Рай минуя Ад. Поэтому нужно приложить много усилия для того чтобы покинуть этот мир с верой. Чтобы умереть с верой нужно избегать харамов, совершать поклонения.

Вопрос: Про поклонения говорят: «Или исполняй все поклонения или ничего не делай», а про грехи «Или откажись от всех грехов или делай какие только можешь». Насколько верны такие слова?

Ответ: Что касается этой темы, то с одной стороны есть правильная сторона и есть неправильная.

Правильная сторона: Говорить – делай намаз, делай как можешь, даже если не прочитаешь ни одной суры, даже если без омовения – неправильно. Каждое поклонение нужно постараться сделать так как это предписано. Т.е. делаем насколько это возможно, но в соотвествий с решениями Ислама. Например, если постящийся продержит пост до полудня а затем прервет со словами мол остальные вообще не держат, а я постился до полудня – конечно же будет ошибкой. Это извращение приказа, т.е. нововведение. Даже может быть издевательством над постом. А начав обязательную утреннюю молитву в два ракаата и в итоге сделать один ракаат потому что мол «Ведь остальные вовсе не делают, а я сделал хотя бы один ракаат» тоже будет неправильно. Это может быть издевательством над намазом. Если не исполнять намаз вовсе это плохо, но такое исполнение может быть еще хуже. Также очень большой ошибкой будет читать Коран в сопровождений музыкальных инструментов оправдываясь «Ведь остальные и вовсе не читают». Читать таким образом хуже чем вовсе не читать.

Несоотетствующая сторона: «Ислам целостная религия. Если не делаешь намаз, то не держи пост, если неприкрыта, то не читай намаз, если увлечен азартными играми, то нет пользы от воздержания от алкоголя, делай или все, или вовсе ничего не делай.» - говорить такое неправильно. Нельзя грешить потому что делаешь какие-то другие грехи. Досточтимый Имам Раббани сказал: «Раскаяться во всех грехах и перестать их совершать, огромное благо. Если не суметь так сделать, то раскаяться нужно хотя бы в некоторых грехах. Может из-за этого получится так что раскается во всех грехах. «Человек который не смог выполнить что-то, должен хотя бы не растерять то что имеет.» сказали наши ученые.»

Значит, если не выполняются все поклонения, то совершение того что по силам, если невозможно избежать всех грехов, избежать насколько это возможно – уже хорошо. В этом вопросе говорить «Все или ничего» противоречит нашей религий.