ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ ЧЕРПАЮТСЯ ЗНАНИЯ?

Источников знаний, куда муджтахиды обращались для разрешения религиозных вопросов – всего четыре. Это Благородный Коран, "Хадисы аль-Иджма" - согласованное мнение по вопросам вероучения и религиозного права первых 3-х поколений Ислама, и аль-Кыйас – решение, полученное методом суждения по аналогии. Собственно говоря, если учесть, что и аль-Кыйас, и аль-Иджма' также основываются на айатах Корана и на Сунне Пророка (саллалаху алейхи уассалам), то источников знаний всего два.

Если муджтахиды не находили в Благородном Коране ясного указания для разрешения нужного вопроса, то искали ответ в Хадисах. Не найдя ответа и там, обращались к аль-Иджма'. И, если не было по этому вопросу согласованного решения Сподвижников, Таби'унов или их учеников, (ученых первых трех поколений), то лишь в этом случае муджтахид решал вопрос методом сопоставления (аль-Кыйас).

Способов иджтихада вначале было два.

Первый путь – это метод ученых Ирака. Так называемый путь «АР-РА'И»- метод сопоставления, совместного исследования, суждения по аналогии (аль-Кыйас). После Сподвижников Пророка Мухаммада (саллалаху алейхи уассалам) и их учеников, эту школу возглавил Имам А’зам Абу Ханифа (ан-Нуман ибн Сабит, 80–150 гг. хиджры), (радиаллаху анх).

Второй путь, или способ иджтихада – путь ученых Хиджаза, называемый «АР-РИВАЙА». Эти ученые использовали при иджтихаде вместо «аль-Кыйас»а обычаи и предания жителей Медины. Главным муджтахидом этой школы являлся Имам Малик бин Анас (90 – 179 г.г. хиджры), (рахиму-хуллаху тааля).  Он жил в Медине. В то время, будущие Имамы аш-Шафи'и и Ахмад бин Ханбал брали уроки у Имама Малика, да будет милостив к ним Аллах. Имам аш-Шафи'и (150 – 204 г.г. х. да будет милостив к нему Аллах), изучив метод Имама Малика в Медине, поехал в Ирак учиться у Мухаммада аш-Шэйбани, одного из известнейших учеников Имама А’зама Абу Ханифа. После изучения и этого пути и достижения уровня Иджтихада, он, на основе этих двух школ, создал свой - третий мазхаб.

Имам Ахмад бин Ханбал (164 – 241 г.г. х. да будет милостив к нему Аллах) также изучал метод аль-Кыйас в Ираке у учеников Имама А’зама Абу Ханифа. Ахмад бин Ханбал знал на память огромное количество хадисов и при иджтихаде, обычному Кыйасу предпочел сопоставление хадисов и создал свой путь - четвертый мазхаб, отличающийся в методологии от предыдущих школ.

Ученые по фикху подразделяются на 7 уровней (см. ниже). Упомянутые выше четыре имама, были из самого высшего разряда муджтахидов. Высший разряд -  это основатели мазхабов. Ученые Ислама пришли к выводу, что спустя 400 лет после Хиджры никто из муджтахидов не достигал такого уровня. На протяжении последних 1000 лет жили и трудились ради Всевышнего Аллаха немало выдающихся ученых Ислама, но ни один из них не претендовал на то, чтобы поставить себя выше основателей мазхабов. Напротив, все они отдавали должное МУТЛАК МУДЖТАХИДАМ, следуя одному из мазхабов, и в своем иджтихаде не выходили за рамки, определенные основателями этих школ. Среди них всемирно известные Имамы:

Абу Йусуф (113/731-182/798),

Мухаммад аш-Шэйбани (132/749-189/804),

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (450/1058-505/1111),

Ар-Рафи'и (Абд-уль-Карим б. Мухаммад; ум. в 623/1226),

Имам аль-Бэйдави (Кады Абдуллах б. Умар; ум. в 685/1286),

Такиййуддин ас-Субки (683/1284-756/1355),

Зийауддин Халил аль-Джунди (ум. в 767/1365);

Абдулваххаб аш-Ша'рани (898/1493-973/1565),

Ибни Хаджар аль-Макки (899/1494-974/1566),

Аль-Биргиви (Зайнуддин; Мухаммад б. Али; 928/1521-981/1573),

Имам-и Раббани (Ахмад аль-Фаруки ас-Сарханди, 971/1563-1034/1624),

Абд-ул-Гьани ан-Наблуси (1050/1641-1143/1731),

Мухаммад Амин Ибни Абидин ад-Димашки(1198/1784-1252/1836),

Йусуф ан-Набхани (1265/1849-1350/1932) –

Да будет милостив к ним ко всем Аллах субханаху ва тааля!

Одно перечисление имен всех выдающихся ученых составит в объеме целую книгу!

Эти Имамы являются авторами фундаментальных трудов.

Вот названия некоторых из наиболее ценных произведений,

признанных во всем Исламском мире:

«Ихья-и Улум-и д-Дин» Имама Абу Хамида Мухаммада аль-Газали;

«Анвару-т-Танзиль» Имама аль-Бэйдави

«Ат-Таухид фи Шарху-ль-Мухтасари Ибн-и Хаджиб» - или сокращенно:

«Мухтасару-ль-Халил» Имама Зийауддина Халила аль-Джунди;

«Мактубат» Ахмада аль-Фаруки ас-Сарханди (Имама Раббани).

«Хулясат-ут-Тахкик фи Байани Хукм-ит-Таклид ват-Телфик» –

Имама Абд-ул-Гьани ан-Наблуси;

«Тухфа-туль-мухтадж» Ибни Хаджара аль-Макки;

«Тарикат-и Мухаммадиййа» Имама аль-Биргиви;

« Рэдду'ль-Мухтар аля'д-Дурру'ль-Мухтар» Имама Ибни Абидина;

«Китаб-уль-фикх алаль-Мазахиб-иль-арба'а» Абд-ур-Рахмана ад-Джезири.[1]

В этих произведениях можно найти ценнейшие сведения по всем разделам религиозных наук. Они являются главными источниками знаний по Исламу, так как написаны на основе толкований Священного Корана и Сунны, полученных по цепи передатчиков непосредственно от Посланника Аллаха. Пророк Мухаммад (саллалаху алейхи уассалам) в своих Хадисах предупреждал нас о том, что появятся многочисленные группы, идущие по ложному пути, появятся в большом количестве лжеученые, вольно, по-своему трактующие айаты Благородного Корана. Поэтому, мусульмане, причисляющие себя к Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, должны избрать один из мазхабов Приверженцев Сунны и следовать этому пути. Следовать – ТАКЛИД, значит читать книги ученых – Суннитов (прежде всего книги по фикху своего мазхаба) – это путь к спасению!

Да простит Всевышний Аллах всех, кто идет по ложному пути и наставит их на ПУТЬ ИСТИНЫ, указанный в Благородном Коране и Сунне, - путь Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а.

 


[1] Издана в Египте в 5-ти томах на араб. яз. в 1972-ом году, а также в Турции в 1971 - 1979 г.г. в 8-ми томах на тур. яз.