Раскаяние на последнем дыханий

Вопрос: как можно понять что покаяние в случае йаис принимается? Мусульманин который находится в нескольких секундах от гибели, например оставшийся под завалом шахтер, если например раскается во всех грехах и даст обещание что больше не будет пить, воровать, врать, то будет ли принято его раскаяние в такой безвыходной ситуации?

Ответ: Да его раскаяние принимается. Это подарок Аллаха данное мусульманам. Словарное значение слова, Йаис – безнадежность. Тауба-и йаис – покаяние совершенное когда пришли признаки смерти, когда больше нет надежды остаться в живых. В книгах по этому поводу сказано:

  В книге фетв «Кадихан»: «В случае Йаис, т.е покаяние когда нет больше надежды на жизнь (когда видны положения ждущие в ахирате) принимается, но вера не принимается. Т.е. если раскается грешник, то раскаяние его приметсяч, но если кафир уверует, вера не принимается. Согласно 25 аяту суры Шура «Он принимает раскаяние от рабов своих» покаяние грешника принимается.» (Дюрар Гурар)

Имам Мухаммед Масум сказал: «Покаяние принимается до последнего издыхания.» (1\16). «Пусть и принимается вера на последнем дыханий, но принимается покаяние мусульманина в таком положений.» (Хуласа-уль-калям)

«Пусть и принимается раскаяние когда уже не осталось надежды на жизнь, но уверование кафира не принимается.» (С. Абадийа)

«Когда душа собирается покинут тело, показываются положения ждущие в ахирате. в тот миг, все кафиры возжелают уверовать, но такая вера не принимается. Потому что нужно верить в гайб (невидимое), т.е. уверовать пока не видишь.» (Молитвенник)

«Уверование когда душа больного подступает к горлу, т.е. когда уже видны положения ждущие в ахирате, не принесет пользы.» (Киямат уа ахират)

Некоторые ученые согласно 18 аяту суры Ниса «Нет прощения тем, которые грешат до тех пор, пока их не посетит смерть, и тогда они говорят я каюсь теперь. Равно как и тем, которые умирают, оставаясь в неверии.» сказали что так же как и иман (вера), не будет принят и тауба (раскаяние). Ашариты взяв за основу хадис: «Аллах примет раскаяние человека пока его душа не приблизится к гортани.» сообщили что раскаяние когда душа подходит к гортани, не примутся ни раскаяние ни уверование. По их выводу, это относится к покаянию мумина и кафира. Если нет единого мнения по раскаянию то ее не будет и в вопросе уверования в состояний йаис. Кафир не признает Аллаха до этого момента. Признает Аллаха только когда различает правду от лжи, узнает что больше нет надежды на жизнь. Иман и тауба в таком положений не принимается и не имеет никакого значения. А грешник признает Аллаха. Он мусульманин, верующий. У него вера есть и есть всегда. Сделать то что есть всегда, легко. (Реддуль мухтар)

Поэтому не имеет значения вера фараона принятая в последний миг. «.. застигнутый потоплением, он воскликнул: я уверовал что нет Бога, кроме Того, которому веруют сыны Израиля; я – тоже из тех, которые предаются воле Его. Да, теперь; но прежде ты был непокорным и был из нечестивых.» (Юнус 90, 91)

 

Некий портной спросил одного из праведников:

– Каков смысл хадисов, разясняющих покаяние в предсмертный миг?

– Да покаяние принимается, но каким ремеслом ты занят?

– Я портной, шью одежду.

– Что самое легкое в твоем ремесле?

– Резать ножницами ткань.

– И сколько лет ты уже портной?

– Тридцать лет.

– Сможешь ли в предсмертный миг резать ножницами ткань?

– Нет, не смогу.

– То что у тебя с легкостью получалось в течений тридцати лет в предсмертный миг не сможешь сделать, а как же ты ты раскаешься если ни разу в жизни не каялся? Покайся сегодня пока в тебе еще есть силы! Покаятся когда подступит смерть будет очень тяжело. А если раскаешься сейчас, то и в последний миг тебе суждено будет покаятся.

Портной покаялся и стал из числа праведников. (Р. Насихин)

 

Вопрос: До какого момента открыты врата раскаяния?

Ответ: Уверование до того как солнце взойдет с запада, обязательно. Один из больших признаков Киямата, солнце взойдет с запада. Все люди увидевшие это – уверуют. Но такая вера не будет принята. Потому что в это время, ворота раскаяния уже будут закрыты. Как сказано в одном хадисе: «Ворота раскаяния открыты. Не закроются пока солнце не взойдет с запада.» (Табарани)

И для ныне живущих людей, всегда открыты ворота раскаяния. Раскаяния принимаются до последнего издыхания. Уверовать до того как душа подступит к горлу – обязательно. А уверование неверного при смерти, когда уже будут показывать что ждеть в ахирате, не имеет значения. Но раскаяние мусульманина в такой миг будет принято.

Вопрос: Примется ли раскаяние больного не имеющего надежды на выздоровление?

Ответ: Когда появляются признаки ближайшей смерти, нет больше надежды на выздоровление, примутся раскаяния мусульманина, но раскаяние кафира не примутся.

Вопрос: Если лежащий в предсмертном одре начнет говорить «Нет Рая, нет Ада» и подобные слова ведущие к неверию, значит ли это что умер он в неверий?

Ответ: Мусульманин умерший со словами ведущими к неверию принимается как верующий, потому в таком состояний он владеет собой. Мусульманину делают хусн-и зан (предполагают о нем хорошее), и подобное принимают как потерю разума в предмертном состояний.