Как измеряется ум?

Вопрос: Может ли человек понять что он умен?

Ответ: Да. Человек может сам это понять. Умным называют того кто понимает что ему выгодно и что ему может навредить. Тот кто думает о выгоде этого мира и ахирата, называют умным. А того кто думает только о выгоде этой жизни (пусть хотя бы проживет сто лет) и не думает о вечной будущей жизни называют глупым. Быть умным очень ценно. Приведем три хадиси шарифа:

«Самые уважаемые люди перед Аллахом – те у кого больше ума.» И. Газали

«У глупого нет и веры.» (Тирмизи)

«Умный человек обретает веру.» (Байхаки)

Значит, умный тот кто думает о будущей своей жизни. Приведем несколько хадиси шарифа:

«Умный человек это тот кто уверовал в Аллаха и пророка и совершает поклонения.» (Ибн Мухбар)

«Величина ума измеряется величиной богобоязненности.» И. Мауарди

«Умный человек – считает каждый свой вдох и трудится и для жизни после смерти.» (Тирмизи)

«У всего есть опора. Опора верующего – разум. Человек совершает поклонения соизмеримое своему уму.» (И. Газали)

«За милостыню сделанную людьми возвращается столько же сколько есть разума» (Абушшайх)

«Разумный человек не следует своим страстям, исполняет все свои поклонения, а глупый следует своим своим страстям, грешит а затем недееться что Аллах простит.» (Тирмизи)

По приведенным хадисам можем видеть что человек разумный тот кто обладает правильно верой и готовится к вечной жизни. А если так, мы должны держаться подальше от всего что лмшает разума и стараться наполнить светом свой ум. В хадисе говорится:

«Развивай свой ум – и пусть у тебя разовьется близость к своему Господу.» Ибн Мухбар

Значит у человека который исполняет фарзы и избегает харамов, ума становится больше. Теряет разум тот кто совершает харамы. В одном хадисе сказано:

«От совершившего греха человека уходит один разум и более не возвращается.» И. Газали

Значит, для того чтобы быть умным надо совершать поклонения и держаться подальше от харамов. Чем больше поклонений тем ярче сияет вера человека. С каждым совершенным грехом, этот свет тускнеет. А чем больше совершается грехов тем большая вероятность того что этот свет погаснет совсем. Приведем один хадис:

«Совершение греха ведет человека к неверию.» Мактубат-и Масумийа 2\110

Совершающий грех человек не становится неверным в сей же момент, но грехи со временем откладываясь, на сердце делают человека безразличным к совершению грехов, и это может сделать его неверующим. Поэтому, нужно остерегаться всех и больших и малых грехов.