1. Главная >
  2. Рамазан. Благословенные месяцы. >
  3. ДЕНЬ АРАФА И ПРАЗДНИК КУРБАН

ДЕНЬ АРАФА И ПРАЗДНИК КУРБАН

Начиная с утреннего намаза за день до праздника Курбан Байрам – «Ид-уль-Адха» (с 9-го Зуль-Хиджджа – в день Арафат) и заканчивая после предвечернего намаза 4-го дня праздника (всего 5 дней: 9-10-11-12-13 Зуль-хиджджа), после каждого «саляма» исполненных 23-х фарз намазов, 1 раз необходимо (ваджиб) произнести «Ташрик Такбиры»:

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха ильляЛлаху ваЛлаху Акбар. Аллаху Акбар ва лильЛяхиль-хамд». Велика награда за посты, соблюденные в первые 9 дней Зуль-Хиджа. Однако за пост, соблюденный в день Арафа обещана награда, о количестве которой знает лишь Всевышний Аллах. Вот несколько хадисов:

«Тому, кто будет держать пост в день Арафа, будет записана награда, количество которой будет вдвое превышать количества всех людей, живших от Адама (мир ему) до дуновения в трубу Сур» [Р. Насихин].

«Пост в день Арафа, равен (дополнительному) посту в тысячу дней» [Табарани].

«За пост в день Арафа, будут прощены грехи прошедшего и будущего года» [Муслим].

«Наиболее надежна мольба, произнесенная в день Арафа» [Байхаки].

«Прощен будет тот, кто в день Арафа предохранит свои уши, глаза и язык» [Табарани]. То есть, тот, кто предохранит себя от прослушивания недозволенной музыки, просмотра чего-либо недозволенного - харама, избежит соучастия в сплетнях (Гъыйба), - сможет проявить свое уважение к этому благословенному дню Арафа. Ведь сказано было в хадисе: «Проявляйте свое уважение ко дню Арафа, так как Всевышний Аллах ценит этот день» [Дейлеми].

ПРАЗДНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ (Саляту-ль-Идайн)

Существуют две праздничные молитвы «Саляту-ль-Идайн». Молитва в праздник Рамадан – «Ид-уль-Фитр» проводится в первый день месяца Шавваль. Молитва в праздник Курбан – «Ид-уль-Адха» проводится в десятый день месяца Зуль-Хиджджа.

Мужчины, обязанные присутствовать на Пятничной молитве, обязаны присутствовать и на молитве Праздничной. Праздничные молитвы исполняются только совместно.

Исполнение Праздничных молитв – Ваджиб. То есть обязанность исполнения их очень близка к разряду Обязательных (Фарз) молитв. Правила исполнения этих молитв очень схожи с правилами исполнения Пятничной молитвы. Разница в том, что в Праздничных молитвах Хутба является Сунной и исполняется после молитвы.

Что рекомендуется в праздник Курбан Байрам (Ид-уль-Адха)

Начиная с утреннего намаза за день до праздника «Ид-уль-Адха» (с 9-го Зуль-Хиджджа – в день Арафа) и заканчивая после предвечернего намаза 4-го дня праздника (всего 5 дней: 9-10-11-12-13 Зуль-Хиджджа), после каждого «саляма» исполненных 23-х фард намазов, 1 раз необходимо (ваджиб) произнести «Ташрик Такбиры»: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха ильляЛлаху ваЛлаху Акбар. Аллаху Акбар ва лильЛяхиль-хамд».

В день этого праздника, до праздничной молитвы, не рекомендуется что-либо есть. А после праздничной молитвы, при наличии возможности, желательно начинать прием пищи с кусочка приготовленного мяса жертвенного животного. По пути в мечеть желательно произносить вслух «Ташрик Такбиры». В случае, когда есть уважительная причина, Такбиры можно произносить и тихо.

Если первый день праздника совпадет с Пятницей, то по мазхабу Ханафи в этот день необходимо исполнять и Праздничную, и Пятничную молитвы в соответствии со временем исполнения каждой из них.

Если утром первого праздничного дня будет необходимость в Заупокойной (Джаназа) молитве, то вначале исполняется Праздничная молитва, затем – молитва Джаназа. Так как Праздничная молитва Обязательна для всех. Молитва Джаназа исполняется перед Праздничной Хутбой[i].

Начало времени исполнения Праздничных молитв - спустя 45 минут после восхода солнца и до полудня. Праздничные молитвы читаются по два ракаата и совместно. Способ исполнения этих молитв такой же, как и утренней молитвы, а отличаются лишь произнесением большего количества такбиров.

Способ исполнения Праздничных молитв:

Когда джамаат соберется в определенное время в назначенном месте, молитву начинают без возглашения Азана и Икамат. Джамаат выстраивается в ряды, как на совместной молитве, и имам начинает молитву как обычно:

1. Принимается намерение.

2. Произносят Вступительный Такбир (Тахрима), предварительно коснувшись большими пальцами рук мочек ушей.

3. Читают тихо «Субханака…». После этого имам трижды произносит вслух такбир «Аллаху Акбар», а джамаат тихо повторяет за ним. (Эти такбиры называются «Такбир-уль-Заид» – «Дополнительные Такбиры»).

4. При каждом такбире руки вскидываются вверх так же, как и при Вступительном Такбире, и только дважды опускаются вниз. Праздничные такбиры не произносятся быстро, друг за другом. Между двумя такбирами необходимо выдержать паузу, достаточную для произношения как минимум трех тасбихов.

5. После третьего такбир-уль-заида руки не опускаются вниз, а соединяются как обычно на поясе под пупком. После чего тихо читается «Аузу… Бисмильля…».

6. Затем имам вслух читает суру Фатиха и еще что-либо из Корана (замми сура). После этого все, как обычно, совершают вслед за имамом Руку’у и Суджуд и встают на следующий ракаат.

7. Второй ракаат начинается как обычно. После прочтения имамом Фатихи и замми суры, снова, как и в первом ракаате, трижды произносится такбир-уль-заид, и трижды руки опускаются вниз.

8. Затем, не вскидывая вверх руки, произносится четвертый такбир, относящийся к Руку’у, и исполняют поясной поклон – «Руку’у».

9. Далее продолжают так же, как и в обычных молитвах, и заканчивают молитву приветствием.

Таким образом, в первом ракаате произносятся три такбира между Субханака и сурой «Фатиха». Еще три такбира - во втором ракаате после прочтения короткой (замми) суры. Эти шесть такбиров являются ваджиб, так же как и все такбиры, связанные с поясным поклоном – Руку’у. Вступительный такбир, как и во всех молитвах обязателен – фард. Остальные такбиры относятся к разряду «сунна».

Праздничная Хутба:

Хутба на праздничных молитвах читается после исполнения молитвы и является Сунной.

1. Перед Праздничной Хутбой Азан не читается.

2. Имам после молитвы поднимается на Минбар и, не садясь, приступает к Такбирам.

3. Хутба предваряется девятью Такбирами, произнесенными друг за другом без пауз, после которых имам приступает к первой Хутбе.

4. После первой Хутбы имам произносит еще семь Такбиров и приступает ко второй Хутбе.

5. Когда имам произносит на Минбаре такбиры, джамаат тихо (!) повторяет за ним, так как при Хутбе никому из джамаата не дозволено подавать голос. Это предписание – Ваджиб.

6. На Хутбе праздника Рамадан имам произносит такбиры, тасбихи, тахлили, тахмиды и салаваты[ii]. Вместе с этим даются наставления и обращения с мольбой к Аллаху тааля. Проповедь ведется, в том числе и о милостыне Фитр, которую раздают мусульмане, имеющие определенный минимальный достаток тем, которые не имеют ничего (см. раздел Фитр).

7. На Хутбе праздника Курбан имам произносит такбиры, тасбихи, тахлили, тахмиды и салаваты, а в проповеди подробно говорит о празднике и жертвоприношении в эти дни – о Курбане.

Опоздание на Праздничную молитву

Опоздавший мусульманин должен действовать следующим образом:

1. Опоздавший на Вступительный Такбир (но успевший до поясного поклона (Руку’у) первого ракаата) сразу произносит тихо Вступительный Такбир и присоединяется к молитве.

2. Если же опоздавший успел на Руку’у, то в зависимости от ситуации действует следующим образом: а) если он видит, что успевает застать имама в положении Руку’у, произнеся Вступительный Такбир и такбир-уль-заиды, то произносит их стоя и продолжает молитву с имамом. б) если чувствует, что времени не хватит, то произносит стоя лишь Вступительный Такбир и идет на Руку’у. И здесь в пложении Руку’у, вместо тасбихов, опоздавший произносит пропущенные такбир-уль-заиды.

3. Но если пропущен и первый ракаат, и такбир-уль-заиды этого ракаата, то после произнесения Вступительного Такбира опоздавшему (Масбуку) надо произнести еще и такбир-уль-заиды и далее следовать имаму.

4. Если же опоздавший успел лишь ко второму ракаату, то продолжает, как и в других молитвах. То есть после приветствия имама встает для восполнения первого ракаата. Вначале, как и всегда, читает суру Фатиха и еще что-либо из Корана (замми суру), затем произносит тихо три такбир-уль-заида и с обычным такбиром идет на Руку’у. После чего, продолжая так же, как и в других молитвах, заканчивает молитву приветствием.

5. Масбук, успевший только к сидению в конце молитвы (аль-Ку'уд-иль-ахыр), после приветствия имама встает и исполняет молитву так же, как исполнял бы ее с самого начала.

6 Однако, если опоздавший на молитву мусульманин присоединился к молитве уже после Ташаххуда или после Суджуда ас-Сахв перед самым приветствием имама, то в этом случае он уже не встает для восстановления пропущенного, так как Пропущенной считается вся молитва. А пропущенная одним человеком Праздничная Молитва восстановлению не подлежит.

Из сборника по фикху мазхаба Ханафи «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози

[i] Так как праздничная хутба является сунной, а молитва Джаназа – фард-и кифайа.

[ii] Такбир: - "Аллаху Акбар"; Тасбих: - "СубханаЛлах"; Тахлиль: - "Ля иляха ильляЛлах"; Тахмид: - "АльхамдулильЛях"; Салават: - "Аллахумма салли аляа…". "Аллахумма барик аляа…".

Другие статьи в этом разделе

Поздравляем с новым 1440 годом по хиджре

Месяц Мухаррам, первый месяц мусульманского лунного летоисчисления и один из 4-х месяцев упомянутых в Священном Коране. первая ночь Мухаррама, начало мусульманского лунного года. В мусульманском лунном календаре пишется что, так было заведено с момента переселения пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям)  из Мекки в Медину. По современному летоисчислению, это была пятница, 622 года 16-го число месяца июль.

Мусульмане отмечают этот день поздравляя друг-друга при личных вст...

БАРАТ – СВИДЕТЕЛЬСТВО СПАСЕНИЯ

Смысл слова Барат означает – очищение, избавление от обвинений, наказаний, выяснение невиновности человека, что человек не причастен к преступлению. А так же смысл слова Барат – свидетельство о спасении.

Аллаху тааля очистил четырех человек посредством бараат от обвинений. Пророка Юсуфа, через свидетеля, пророка Мусу (алейхисаллям) через камень который носил за ним его одежду, мать пророка Исы говорящим младенцем, мать всех мусульман Аишу 26-м аятом суры «Нур&raquo...


Москва

1445 год, 10 - Шаууаль.
2024 год, 19 - Апрель.
Имсак 2:05
Фаджр 2:35
Восход 5:04
Ишрак 6:12
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:39
Аср 17:39
Исфирар 19:00
Магриб 19:56
Иштибак 21:15
Иша’а 22:29
Иша’а-и Сани 22:56