Пост во время путешествия

Вопрос: Является ли пост фарзом для человека находящегося в пути?  

Ответ: Да, для путешественника пост остается обязательным, но ему разрешено не поститься с условием возмещения пропущенного дня поста.

Вопрос: Если во время путешествия держать пост является не обязательным, то тот кто постится получает вознаграждение как за дополнительное поклонение?

Ответ: Путник который держит пост, получает вознаграждение за обязательный пост.

Вопрос: Будет ли грехом держать пост водителю междугороднего автобуса постоянно находящегося в рейсе?

Ответ: Если пост не влияет на работу, то за пост в месяце Рамазан дается огромное вознаграждение. Не держать пост без уважительной причины, большой грех. В хадиси шарифе сказано:

«Тот кто без уважительной причины пропустит один день поста в месяце Рамазан, не сможет получить подобного вознаграждения даже если будет держать пост весь остальной год.» (Тирмизи)

Если так, то нельзя пропускать пост, если нет на то веских причин. Разрешено пропустить пост если есть уважительная причина. Если в пути возникают трудности, если возникнет препятствие на работе или пост может повлечь за собой тяжелые последствия, то разрешено оставить соблюдение поста на более поздний срок. В хадиси шарифе было сказано: «Пост во время путешествия, не считается богобоязненностью.» (Бухари)

(Для мусульманина, отправление в путь считается если он удаляется от дома, от своего района более чем на 104 км. Если длина пути составляет меньше 104-х км. то он не считается путником. В хадисе говорится что путник не получит большего сауаба, чем человек остающийся дома (Муким).

Вопрос: Я знаю что путнику разрешено не держать пост во время путешествия и намерения на пост я не сделал. Так как мой самолет вылетает в 11 часов, я позавтракал и вышел в путь. Ведь путнику разрешено не держать пост?

Ответ: Если бы вы вышли на дорогу до наступления времени имсак, без намерения на пост во время путешествия, то вы могли бы есть и пить. Однако, когда вы завтракали, вы не были еще путником и находились дома, поэтому это стало грехом. Вы должны были сделать намерение на пост и продержать пост этого дня. Так как вы поели не имея намерения на пост, вы должны будете возместить пост этого дня.

Пост во время путешествия

Вопрос: Так как мы отправляемся в дорогу после времени имсак, то делаем намерение на пост. Т.е. даже если мы путники, то должны держать пост. Но, мы садимся в 11 утра на самолет вылетающий в США. Так как мы все время летим на запад, то время поста увеличивается на 7 часов, если прилетаем в Нью-Йорк, и на 10 часов, если прилетаем в Лос-Анджелес. Что делать в такой ситуаций.

Ответ: Если человек в такой ситуаций сможет держать пост, то получит вознаграждение. Если не сможет выдержать голода и жажды, то греха не будет. Путнику не требуется возмещения поста (каффарат) если он нарушил пост без веских причин.

Вопрос: Что требуется сделать, возместить день поста или сделать каффарат человеку который без всяких причин нарушил пост во время пути? Если человек нарушил пост будучи муким (не путешественник) и вышел на дорогу, то что ему нужно сделать, возместить день поста или искупить этот день (каффарат)?

Ответ: Нельзя нарушать пост на который было сделано намерение. Это грех. Но так как пост был нарушен во время пути, то искупления (каффарат) не требуется. Если пост нарушен во время муким (когда еще не был путником) и затем отправился в путешествие, то нужен будет каффарат. 

Вопрос: Путник находящийся в самолете который летит с востока на запад, должен открывать свой пост по времени города с которого вылетел или по времени города на который приземлится? Безмазхабник Кардави, собрал мнение всех безмазхабников нашего времени и выставил свое решение сходное с решением безмазхабника Хамидуллаха. Что по этому поводу говорят ученые общины ахл-и сунна? Почему безмазхабники распространяют свои идеи?

Ответ: Таково условие распространителей идеи отказа от мазхабов – распространение идей безмазхабников. А условие быть членом общины ахл-и сунна – распространят идеи ученых суннитов.

Нет не затронутых положений в Исламе которое не обсуждалось бы учеными суннитами. Ислам не имеет изъянов. Об этом сказано во всех книгах по фикху. Сначала ответим безмазхабникам. Потом коснемся что об этом сказали ученые ахл-и сунна.

Безмазхабники нашего времени цитируют слова таких безмазхабников как Шаукани, Маудуди, Кардави, Албани и говорят: наше мнение совпадает с мнением такого-то. Этим самым они говорят что они не следуют ни одному из них, и что у них есть на этот счет свое, собственное мнение.

Хамидуллах, в своей книге «Вхождение в Ислам», пишет: «Умные люди, в таких случаях не берут во внимание село солнце или нет, они берут за основу время города из которого вылетели.» Во всех книгах по фикху пишется что это мнение ошибочно.

Египтский безмазхабник Дасуки говорит: «За основу берется закат солнца.» И это выдают как свое мнение. Даже если выдается правильная информация которая совпадает с книгами по фикху, но из-за того что человек не пользуется книгами ученых ахл-и сунна, то в Исламе он не будет иметь веса. Кардави, тоже говорит: «Согласно аятам, берется за основу уход за горизонт, солнца». Кардави, так же как и Дасуки, трактуют аяты разряда насс, по своему разумению. Ни один из них не пользуется книгами ученых суннитов. Таким образом, даже если и вынесено правильное решение, но из-за того что он не использовал в своих трудах книги по фикху, слова такого человека никогда не будут иметь вес в Исламе. Еще один выходец из Азхара, говорит: «Разговение начинается спустя двенадцать часов после начала поста, даже если солнце не село.» Его заблуждение так же нелепо как и заблуждение Хамидуллаха. Если обратить внимание, то ни один из них даже не промолвил: «по другому мазхабу, это так». Каждый из них смеет себя ставить на один уровень с Имам Азамом.

Многие решения в четырех мазхабах имеют разные толкования. Не всегда упоминается какое решение принадлежит какому мазхабу. Если ученые сунниты дают ответ согласно одному из мазхабов, то безмазхабники говорят «Мы отвечаем согласно Исламу», тем самым отвергая четыре истинных мазхаба и хотят тем самым сказать что имамы мазхабов, говорили не по Исламу. В имеющем огромную ценность книге ханафитского ученого Муллы Хусрава «Дюрар уа Гюрар» сказано:

«С наступлением месяца Рамазан, становится фарзом соблюдение поста. Но для путника не является обязательным соблюдение поста. Мусульманин находящийся на полюсах, если он путник, то пост не соблюдает. Он восполнит пост после возвращения домой. В местах, где продолжительность дня составляет больше 24 часов в сутки, пост соблюдается по часам. Для таких мест, берется время ближайшего населенного пункта, где солнечный день, длится менее 24-х часов» (Дюрар уа Гюрар)

Пост в самолете

Вопрос: Мы знаем что путнику пост не обязателен. Но путник которого не затруднит соблюдение поста, который передвигаясь на самолете с востока на запад или с запада на восток в короткое время оказался в другом городе, то по какому времени он должен сделать ифтар, по времени города откуда вылетел, или по времени города куда прилетел.

Ответ: Ифтар делается тогда, когда село солнце. Если он летит на восток, то время поста, становится короче. Если летит на запад, то время поста удлиняется. Если продолжительность дня не составляет больше 24-х часов, то нужно ждать пока сядет солнце.

Будет неправильно говорить: «Нельзя оставаться голодным в течений 23-х часов.» Потому что пост в пути, необязателен. Пусть и необязателен пост во время путешествия, но для того чтобы удостоится вознаграждения за поклонения исполненное в свое время, постящийся должен дождаться когда сядет солнце.

Соблюдение поста во время путешествия

Вопрос: Мы вышли в дорогу будучи постящимися направляясь в востока на запад, например из Алматы в г. Атырау где время ифтара наступает на один час позже. В другом случае когда летишь из Атырау в Алматы время ифтара приближается на один час. В таких случаях, когда мы должны делать разговление, в месте где мы сделали намерение на пост или там куда мы прилетели? Как нам совершать намаз магриб, когда еще не село солнце?

Ответ: За основу берется местное время, т.е. время когда садится солнце. Нельзя действовать пользуясь часами. В любом городе мира, мусульманин при соблюдении поста или намазе, действует согласно местному времени. Нельзя начинать ифтар или совершать вечернюю молитву когда солнце еще не село. (Нимет-и Ислам. Дюрар)