Желательные и нежелательные действия во время соблюдения поста

Весьма Желательные Действия при Соблюдении Поста (Сунна):

1. Вставать перед рассветом для принятия пищи и воды, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) делал это постоянно и рекомендовал другим делать это вовремя. Об этом свидетельствую многочисленные хадисы. (От Бухари; Тирмизи; Насаи; Ибн-и Маджа; Абу Дауда и т.д.). И время принятия пищи, и сама пища называется "Сахур".

2. Не задерживаться с принятием пищи до наступления времени следующего дня Поста.3. Не задерживаться с разговением после захода Солнца за горизонт в особенности, когда погода безоблачная и виден явный заход Солнца. Однако если погода облачная и захода не видно, то в таких случаях лучше повременить с принятием пищи. Но и в этом случае не рекомендуется задерживаться слишком надолго.[1]

4. Во время разговения (Ифтара) обратиться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля.[2]

5. Начинать разговение фиником или чем-либо сладким. В случае отсутствия сладкого, начинать разговение питьевой водой. Об этом говорится в хадисах от Тирмизи; Ибни Маджа; Ахмада б. Ханбала и др., да будет милостив к ним Аллах.

6. При соблюдении Поста, избегать неуместных слов, сомнительных выражений.

7. Помогать нуждающимся (Садака).

8. Чаще чем обычно (насколько это возможно) читать Священный Коран.

9. Поминать Всевышнего Аллаха (Зикр).

10. Повторять славословия (Салават) Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

11. Получать самые необходимые знания из книг Приверженцев Сунны.

12. Желательно в месяц Рамадан стремиться к уединению в мечети (И'тикаф).

Действия Нежелательные при соблюдении поста (Макрух):

1) Нежелательно излишнее полоскание носовой полости и рта (Истиншак). Если к примеру, соблюдающий пост мусульманин будет запрокидывать голову при полоскании рта, то возникает опасность попадания воды в горло. По той же причине нельзя слишком втягивать воду в носовую полость. Нежелательно набрав воды в рот, долго держать ее во рту.[3]

2) По иджтихаду имама Абу Йусуфа (да будет милостив к нему Аллах), нежелательно чистить зубы намоченным мисуаком (или зубной щеткой). По мнению других Имамов, - в этом нет никакой опасности.[4]

3) Нежелательно без особой надобности пробовать на вкус готовую (готовящуюся) пищу. Если есть особая необходимость в этом, то можно осторожно пробовать пищу кончиком языка.

При покупке продуктов на рынке у знакомых людей, пробовать их на вкус нежелательно. Но если продавец незнаком, то дозволяется попробовать на вкус осторожно, кончиком языка. Естественно, что при этом не дозволяется глотание чего-либо.

4) Жевать что-либо, даже если это «что-либо» не выделяет какой-либо вкус.

5) Нежелательно после отправления естественных надобностей совершать слишком продолжительное очищение водой мест выделения.

6) Глотать слюну, предварительно накопленную во рту.

7) Сдавать кровь.[5]

8) Нежелательно откладывать полное омовение до начала времени поста (Имсак).

9) Супругам - целоваться, обниматься, дотрагиваться до частей тела с вожделением.[6]

10) Нежелательно откладывать прием пищи (Сахур) на крайний срок (до Имсака). Также нежелательно торопиться с разговением, из-за опасности нарушения поста.[7]


[1] Вопрос: Как должен поступить мусульманин, соблюдающий Пост, после захода Солнца: - Разговлятся ли ему вначале (ифтар), или вначале исполнить молитву?

Ответ: В таких случаях более желательным является разговение. Так как в хадисах от Бухари и Муслима сказано (перевод смыслов): "Люди будут жить в благости до тех пор, пока не будут откладывать ифтар. Так что спешите к ифтару". И в другом хадисе: "Когда сойдутся вместе прием вечерней пищи и молитва, вначале примите пищу". Это повеление сделано для того, чтобы мусульманин при исполнении молитвы был спокоен и не думал о пище. Так как в таком случае уменьшится ожидаемая благость за исполняемую молитву. Но и тут надо понимать, что слишком длительный прием пищи и в результате чего, откладывание молитвы на слишком долгое время не будет правильным.

[2] Мольба при разговении: "Аллахумма ляка сумту, ва бика амэнту, ва аляйка таваккяльту, ва аляа рызкыкя эфтарт". – О, мой Аллах! Постился я ради того, чтобы заслужить Твое благоволение. Тебе я верю. На Тебя надеюсь. И дарованным Тобою пропитанием разговляюсь".

Желательно, после этой мольбы добавить: "Уа ли сауми гьадин мин Рамаданэ нэвейт. Фа'гфирли маа каддэмту уа маа аххэрт". – Намереваюсь соблюдать и завтрашний пост месяца Рамадан. Прости же мои прошлые и будущие грехи.

[3] Вопрос: Если при омовении нежелательно (макрух)  держать продолжительное время во рту воду, то, как быть с купанием в речке, в бане?

Ответ: Купаться в водоемах дозволяется, но с условием соблюдения предосторожности. Тут особенно надо быть внимательным, чтобы вода не попала в горло. Если же, к примеру,  море не спокойно, и есть опасность попадания воды в горло, то уж лучше повременить с купанием.

[4] По мазхабу Шафии нежелательно после полудня пользоваться мисуаком (или зубной щеткой).

[5] Вопрос: Дозволяется при соблюдении поста делать уколы?…

Ответ: Существуют различные мнения муджтахидов по поводу лечебных уколов. Однако, в соответствии с иджтихадом Имама А'зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) подобные уколы нарушают пост. Ввиду этого, если нет жизненной необходимости, то лучше эти уколы делать после разговения (ифтара).

По мазхабу Шафии внутремышечные уколы, и уколы в вену не нарушают пост.

Что касается сдачи крови, то она становится нежелательной, если ослабляет организм. Но если кровопускание (или сдача крови) не влияет на здоровье, то никаких запретов тут нет.

А вот по мазхабу Шафии, любое кровопускание во время соблюдения поста нежелательно.

[6] По мазхабу Шафии нежелательно делать это и без вожделения.

[7] По мазхабу Шафии в дополнение к этим пунктам является нежелательным (Макрух):

а) В ссоре высказывать нехорошие выражения.

б) Задерживаться с разговением после явного захода Солнца за горизонт.

в) При соблюдении поста пользоваться баней; накладывать на глаза сурьму; смотреть на вещи, доставляющие удовольствие; использовать цветочную воду, пахучие эссенции; слушать чей-либо  приятный голос, кроме голоса мусульманина, читающего  Священный Коран.