ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ СУННИТОВ

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (рахметуллахи алейх), в своей книге «Кимья-и са'адат»: «Мусульманину прежде всего необходимо знать и верить в основу единобожия – Ла иляха илля-л-Лах, Мухаммаду-р-расулю-л-Лах– Нет никакого божества кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник. Вера в единство Всевышнего Аллаха называется ЕДИНОБОЖИЕ –ТАУХИД». Мусульманину достаточно верить, не сомневаясь, в основу Единобожия. Ему совсем не обязательно пускаться в поиски доказательств. Пророк Мухаммед, (саллалаху алейхи уассалам), не обязывал своих соплеменников при принятии Ислама приводить доказательства своей веры. Он им предлагал верить в единство Аллаха, отбросив всякие сомнения. Поэтому, мусульманам вполне достаточно верить таким образом. В то же время, в каждом городе должно быть несколько ученых, которые могли бы разрешать сомнения, передавать знания по основам веры и религии, приводить доказательства и при необходимости, отвечать на нападки реформаторов, отступников, многобожников. Смысл Единобожия указан в Священном Коране. Эти знания Пророк Мухаммед (саллалаху алейхи уассалам), передал своим Сподвижникам в виде комментариев, разъяснений. Сподвижники, изучив эти толкования, передали следующему поколению, ученых Ислама – ТАБИУНАМ.

Ученые – МУДЖТАХИДЫ, написавшие на этой основе книги и без изменений передававшие эти знания вплоть до наших дней, а также те, кто следует этим знаниям, называются – «АХЛЬ  АС-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'А» (ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ).

Приверженцы Сунны разъясняют смысл Единобожия следующим образом:

Прежде, людей не было. Они были созданы. Существует их Создатель. Все сущее создано этим Создателем. Создатель всего сущего – Един! Нет у Него сотоварищей, и нет Ему подобия. Един! Второго нет, не было, и не будет. Создатель был всегда. Нет Ему начала и нет конца. Он вечен. Он ни в чем не нуждается. Все созданное Им нуждается в Нем. Он не материя, не тело. Он Неизмерим. Местонахождение Его - Неизвестно. Не существует ответа на вопрос: Каков Он? Что бы мы себе не представили в этот момент, - это не Он. Он не похож на что-либо, доступное нашему воображению. Все то, что укладывается в наше воображение, создано Им. Все созданное Им находится под Аршем.[ii] Арш создан Его силой, Его могуществом. Он над аршем. Но это не значит, что арш Его поддерживает. Существование арша зависит от Его воли и могущества. Каким Он был в бесконечном прошлом, до создания арша, таким же Он будет в бесконечном будущем.

Свойства и сущность Всевышнего Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Он свободен от всех недостатков, присущих Его творениям. Свойств этих 14 (четырнадцать).

Шесть свойств относятся к проявлению Его сущности – Сыфат-и Затиййа.

Восемь свойств - к проявлениям доказательств – Сыфат-и Субутиййа.

СЫФАТ-И ЗАТИЙЙА:

1. Вуджуд – Необходимость Его существования.

2. Кыдам – Предвечность. Его существованию не было начала.

3. Бакаа – Вечность. Существованию Всевышнего Аллаха нет конца.

4. Вахданиййа – Единственность. Нет подобия Его свойствам и сущности.

5. Мухалефатун лиль-хаваадис – Неподражаемость. Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущность Его творений.

6. Кыямун би-нафсихи – Постоянство. Существование Его не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно.

СИФАТИ СУБУТИЙА:

1. Хайат – Жизнь. Он жив, но Его жизнь не сравнима с жизнью Его творений.

2. Ильм – Знание. Его знания необъятны, и не сравнимы со знаниями Его творений.

3. Сами' – Слух. Всевышний Аллах слышит, но не так, как Его творения. Слышит, не нуждаясь в каком-либо слуховом органе или аппарате.

4. Басар – Зрение. Он видит все без всяких органов и приспособлений, которые мы можем себе представить.

5. Ирадат – Воля. Воля Всевышнего Аллаха такова, что все сущее подвластно этой Воле. Не существует другой, более сильной воли, которая могла бы противостоять Воле Аллаха.

6. Кудрат – Мощь. Ничто не может противостоять неограниченной Мощи Аллаха.

7. Калам – Слово. Создатель Миров может Говорить. Но говорит Он не таким способом, как мы могли бы себе это представить.

8. Таквин – Способность Создавать. Эта способность присуща только Ему. Все Создано Им. Способность эта Его не ограничена. Ему достаточно сказать «Будь», и будет создано все, что Он пожелает.

Мы, Приверженцы Сунны, верим, что с этими качествами Всевышнего Аллаха не сравнимы качества никого и ничего. Эти качества Его неизменны и вечны.

В этой жизни мы знаем о Его существовании, но представить себе Его Образ не можем. Это для нас недоступно. После Воскресения, в Судный День мы Его увидим. Но, опять таки, увидим непостижимым образом.

Всевышний Аллах (Велик Он и Славен), избирая из числа людей Пророков, передал через них нам, Своим рабам, знания. «Следуйте этим путем» сказал Всевышний, и вы спасетесь.

Последнюю пророческую миссию Всевышний Аллах возложил на самого величайшего из Посланников – Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам). В Своей последней Священной Книге – Благородном Коране – Всевышний Аллах сообщил, что на этом Он завершает избрание Пророков. Что больше не будет ниспослано ни писаний, ни Пророков. И, что последний Пророк Мухаммед (саллалаху алейхи уассалам), послан для всех наций, народов, племен всего Мира. Для всех верующих, неверных, сомневающихся всех континентов и всех последующих поколений, вплоть до Судного Дня. Всем людям, в каком бы уголке Земли они ни жили, Предписано Всевышним Аллахом следовать путем Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам).

 


[i]  Имам аль-Газали - Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад аль-Газали ат-Туси (Худжджат-уль-Ислам; 450/1058-505/1111; да будет милостив к нему Аллах)  - один из крупнейших ученых Ислама, муджтахид высокого уровня. Родился в Иране, в городе Тусе (ныне Машхад). Умер там же. Могила находится в местечке Таберан. Освоив древнегреческий и латинский языки, он на протяжении 3-х лет тщательно изучал в подлинниках философские произведения античных авторов. Затем написал книгу «Цели философов», раскрывающую их истинные цели. А в другом своем произведении под названием «Непоследовательность философов», выступил против античных авторов c опровержением их неверных, безбожных утверждений. Эти работы создали ему огромную популярность.

По утверждениям западных биографов, Имам аль-Газали – выдающийся философ. Но это их точка зрения. Сам аль-Газали выразил в свое время полное разочарование философией. После трудов по опровержению философии, он целиком отдался изучению Священного Корана, Сунны и книг ученых Ислама. В Исламском мире Имам аль-Газали - выдающийся  муджтахид, последователь ученых общины  Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а.

Настоящую известность имам получил благодаря своим многочисленным произведениям. Наиболее выдающимся его произведением считается «Ихйа-и Улум-ид-Дин» - «Возрождение Наук о Вере».    Названия 400 работ имама даны в книге «Хазаин» Абу Исхака аш-Ширази.А

А Абу Исхак аш-Ширази - Ибрахим б. Али б. Йусуф; 393/1003-476/1083. Имам аш-Ширази является автором многочисленных произведений. Известная его работа - «Аль-Мухаззаб фи-ль-Музаххаб» – по выражению ученых, является очень ценным произведением по фикху мазхаба Шафии. Эту работу имама называют еще и «Аль-Мухаззаб фи-ль-фуру». («Кашф-уз-Зунун»).

[ii] Арш - Самое большое создание Аллаха. Находится выше Седьмого Неба и является концом материального и началом нематериального Мироздания. Если для намаза Киблой является Кааба, то для дуа Киблой является Арш. Поэтому, обращаясь с мольбой (дуа) к Аллаху субхана ва тааля, поднимаем  кисти рук до уровня плеч, голову покорно опускаем вниз, а ладони обращаем вверх к Аршу.

[ «Dini Terimler Sozlugu»- Enver Oren].