ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НЕТ ДОЗВОЛЕННОЙ (ХАЛЯЛЬ) ПИЩИ?

  В книге «Редд-уль-мухтар…» говорится, что каждому верующему Предписано (Фарз) шариатом обеспечивать себя едой, чтобы не умереть с голоду, и одеждой, чтобы закрыть постыдные места и предохранится от жары и холода. Это минимальное обеспечение любого человека называется «Нафака». Для того чтобы обеспечить себе Нафака, мусульманин Обязан трудиться. Если этот минимум ему невозможно заработать дозволенным путем, и если при этом встает вопрос жизни и смерти, то ему дозволено съесть или взять для укрытия тела что-либо недозволенное. К примеру, выпить вино, а при отсутствии такового, даже мочу. Для сохранения жизни он может съесть в небольшом количестве и мертвечину, и свинину, и использовать чужое имущество. Единственное, что запрещено (Харам) есть умирающему от голода, - это мясо человека.

  Если человек умер от голода, добровольно отказавшись от пищи, то впадет в грех. Если умрет от добровольного отказа от лекарства, то греха нет. Человек обязан принимать пищу, достаточную для того, чтобы стоя совершать молитву и соблюдать обязательный пост. Принимать пищу до насыщения – ни Харам, ни Халяль, а Мубах. То есть это действие не предусматривает ни наказания, ни поощрения. Вот если человек ест и пьет после насыщения, то это – Харам. Исключения составляют случаи, когда подобное делается для поддержания гостя (чтобы он не прекратил прием пищи из-за того, что хозяин не ест) или при Сахуре (перед постом).   

  Какое мясо запрещено к употреблению?

Из вышеуказанного аята Корана (6: 145) следует, что Запрещено к употреблению мертвечина, свинина, кровь, а также мясо животных, убой которых был произведен без произнесения слов "БисмильЛяхи! Аллаху Акбар" (С именем Аллаха! Аллах Велик!). Здесь имеется в виду то, что человек, совершающий убой, помнил о необходимости этого, но намеренно их не произнес.[i] Если же произнесение этих слов при убое было забыто, то забывчивость в этих случаях по мазхабу Ханафи является уважительной причиной.[ii] По мазхабу Шафии разрешено употребление мяса животных, если при убое или во время охоты на них было забыто произнесение «БисмильЛяхи!».

Запрещено употребление в пищу мяса диких животных, которых добыли без  "БисмильЛяhи!", или спускали на них собак без упоминания имени Аллаха.[iii] Является Харамом употребление мяса животных, убой которых совершали многобожники, идолопоклонники и отступники от Веры в Единого Создателя. Однако покупать у них рыбу и употреблять в пищу дозволено - Халяль.

Запрещено употребление в пищу мясо животных, убой которых совершался не по правилам шариата. К примеру, убой совершили с помошью электротока, или ударом ножа в какую-либо часть туши животного, или с применением каких-либо лекарств, или путем удушения. Мясо животных, убой которых совершался подобным способом, является падалью, а стало быть, для употребления - Харам![iv]

  Сколько выдерживать животное перед убоем?

  Если животное издает неприятный запах (возможно, питалось нечистотами), то молоко, мясо и шкуру этого животного использовать нежелательно. Перед убоем животное рекомендуется содержать некоторое время взаперти на чистом корме. Курей выдерживают 3 дня; мелкий рогатый скот - 4 дня; крупный рогатый скот и верблюдов – по 10 дней.[v]

Употребление мяса и молока дикой лошади - Халяль, а вот домашней – нежелательно (Макрух). Степень запрета здесь близка к дозволенному (Танзихан Макрух). И если употреблять конину, то лучше есть мясо специально откормленных, не участвовавших на хозяйственных работах лошадей.[vi] Мясо домашних ослов, мулов, запрещены к употреблению, а вот их диких сородичей (зебр) – дозволено.

  Дикие животные, дозволенные в пищу

  О дозволенности или запретности употребления в пищу мяса диких животных и птиц, ученые мазхабов придерживаются мнения, что все хищники, имеющие клыки, а так же все птицы, добывающие себе пищу при помощи когтей, являются запретными. Это соответствует хадису: «Не дозволены в пищу хищные животные, имеющие клыки, а так же птицы, добывающие себе питание при помощи когтей». [Муслим].

По мазхабу Ханафи: Запрещено для употребления в пищу мясо следующих диких животных: Кабаны, волки, медведи, львы, тигры, барсы, леопарды, панды, пантеры, гепарды, ягуары, пумы, а так же белки, соболь, куница, скунс, все виды обезьян, гиены, слоны, собаки, кошки, бобры, барсуки, рыси, койоты, лисицы, ласки.

  Дозволено в пищу мясо жирафа, кенгуру, зайца. Дозволено мясо диких сородичей всех домашних животных, мясо которых человек употребляет в быту. В их числе мелкий (горные козы, олени, антилопы, джейраны) и крупный рогатый скот (бизоны, буффало), а также сородичи верблюда (ламы и др.).

  Дикая лошадь – дозволена, а употребление мяса домашней лошади – нежелательна. Мясо домашнего осла к употреблению в пищу запрещено, но мясо зебры - дозволено.

  Птицы, рыбы, морские животные, земноводные, насекомые

  Почти все птицы, не вызывающие отвращения, не едящие падаль, не добывающие себе пропитание с помощью когтей – Дозволены (Халяль). В их числе: сорока, горлица, соловей, канарейка, волнистый попугайчик, куропатки, фазаны, голубь, перепел, павлины, ласточки, совы, попугаи, журавль, щеглы, желтоголовый королек, зяблики, воробьи, скворцы…и даже страусы.

Из морских животных по мазхабу Ханафи запрещено в пищу все, что не является рыбой или  ее разновидностью.[vii] Разрешена к употреблению любая пойманная или добытая любым способом рыба. Нельзя есть рыбу, погибшую по неизвестной причине, плавающую вверх брюхом. Не дозволяется использование в пищу мышей, ежей, ящериц, белок, крабов, земноводных, пресмыкающихся, моллюсков, червей, всех видов бескровных насекомых.

 

[i] Это касается любых действий, совершаемых мусульманами. Любые действия, перед которыми намеренно не произносится "БисмильЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим!" (или коротко – БисмильЛях), являются для мусульманина запретными - Харам.

[ii] Это соответствует хадису, в котором сказано: «Если при убое (животного) было забыто «БисмильЛях», то будет достаточно произнесение «БисмильЛях» при употреблении его мяса. [Байхаки].

[iii] Сказано в хадисе: «Можешь есть мясо животного, добытого на охоте, если выстрел совершил с бисмильЛях, или если добыл дичь с бисмильЛях, пуская на нее охотничью собаку. Если же собака была не обучена, то можешь есть эту дичь, если успеешь совершить убой (при наличии признаков жизни). [Муслим].

[iv] В энциклопедии по фикху 4-х мазхабов Абдуррахмана аль-Джезери указаны несколько признаков, по которым можно определить дозволенность или недозволенность употребления мяса подобных животных. В разделе «Халяль-Харам» говорится, что если произошло удушение животного, или оно потеряло сознание после  падения с высоты, или от электрошока (или по другой причине), то употребление мяса этого животного считается дозволенным, если животное перед убоем, или во время убоя проявляло признаки жизни, пусть даже самые незначительные.

Если совершается убой больного, известного перед убоем как живого, животного, но которое во время убоя не подает признаков жизни, и из него не вытекает кровь, то, невзирая на это, мясо его дозволено (халяль).

Мясо будет дозволенным и тогда, когда перед убоем было неизвестно - мертвое животное или живое, но во время убоя оно шевелилось, или из него вытекала кровь. Если во время убоя животное не шевелится, не вытекает кровь, и у животного раскрыт рот, то мясо -  харам. Однако если животное закроет рот (а это – признак жизни), то мясо в пищу дозволено - халяль. Так же и с глазами: Если раскроет глаз – харам, а если глаз закроется (признак жизни) – халяль. Если нога животного вытянется – мясо харам, а согнется – халяль. Как было указано выше, все эти признаки дозволенности-недозволенности относятся к мясу больного животного, не подававшего признаков жизни перед убоем. Естественно, о дозволенности мяса подобного животного может идти речь лишь тогда, когда сама болезнь животного не мешает считать это мясо дозволенным к употреблению. (DMIF. т. III, стр. 1071).

[v] По мазхабу Шафии верблюды выдерживаются 40 дней, кр. рогатый скот – 30, козы-овцы – 7, куры – 3 дня.

[vi] По мазхабу Малики употребление конины запрещено (харам), а по мазхабам Шафии и Ханбали – дозволено (халяль).

[vii] По мазхабам Малики, Шафии, Ханбали дозволены к употреблению все обитатели моря.