О ДОЗВОЛЕННОМ ЗАРАБОТКЕ И СТРЕМЛЕНИИ К НЕМУ

  О важности дозволенного заработка

  Насколько важно зарабатывать свой ежедневный достаток дозволенным способом видно из аятов Корана и высказываний Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Сказано в Коране: «О посланники, ешьте чистое и дозволенное и творите благое, поистине Я знаю, что вы делаете.» (23: 51). Ниспослание этого аята и стало причиной высказывания Посланника Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам), который был приведен выше. Посланник (мир ему и благословение Аллаха)  высказывался о дозволенном и запретном очень часто. Примечательны следующие его слова:

«Если кто-либо будет 40 дней подряд есть только дозволенное, ничуть не смешивая с запретным, то Всевышний Аллах наполнит его сердце светом. В сердце этого человека рекой потечет благодать, и оно очистится от (чрезмерной) любви к мирскому». [Абу Нуайм].

Са'д бин Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, как-то обратился с просьбой к Посланнику  Аллаха (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха! Прошу тебя, обратись с мольбой к Всевышнему Аллаху, чтобы все мои обращения к Нему были приняты». На что Посланник  (мир ему и благословение Аллаха)  ответил: «Для того чтобы ваши обращения (к Аллаху) были приняты, ешьте дозволенную пищу! Очень многие люди и едят Харам, и одеваются в Харам. После всего этого, они поднимают свои руки, обращаясь с мольбой. Как же такие обращения могут быть приняты?» [i]

Еще было сказано: «У тех мусульман, которые едят недозволенную пищу, не будут приняты ни обязательные предписания (Фарды), ни весьма желательные (Сунна)».[ii]

[То есть, они не получат соответствующих благостей – хасанат. В разряде недозволенного (Харам) не только еда и одежда, непосредственно являющиеся запретными (к примеру: свинина, алкоголь, наркотики, одежда из шелка, - для мужчин; просвечивающая блузка или мужская одежда, - для женщин и т. п.), но также любая еда и одежда, купленная на деньги, заработанные недозволенным способом (к примеру, от продажи свинины или спиртных напитков), или украденная, отнятая или заработанная пением под музыку, или игрой на музыкальных иструментах, и т. п.]

  И еще в хадисах сказано: «Если в одежде мусульманина, стоимостью в десять дирхем, хотя бы один дирхем будет нечестно заработан (Харам), то молитва в ней не будет принята». (Ахмад).

  «…Тело, вскормленное недозволенной пищей, - достойно огня». (Табарани).

  «Поклонения состоят из десяти частей, девять из которых приходятся на поиски  дозволенного заработка». (Дейлеми).

  «Человек, утомившийся от праведных трудов в стремлении заработать дозволенным способом, ложится спать безгрешным и встает в числе рабов, которыми Всевышний Аллах доволен». (Имам Газали).

  «За один дирхем (взятый или отданный) в виде процента, можно получить гораздо больше грехов, чем за тридцать прелюбодеяний». (Ахмад, Даре Кутни).

  «Не будет принята милостыня, отданная из имущества, приобретенного преступным путем. Если такое имущество будет припрятано, то оно (в день расчета) потянет владельца в Ад». (Ахмад).

  «Зарабатывание своего пропитания дозволенным (Халяль) способом, подобен джихаду на пути Аллаха». (Дейлеми).

  Как-то раз Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, выпил молоко, принесенное слугой. Затем, ему стало известно, что это молоко было не Халяль. Он вставил два пальца в рот и вырвал обратно. Делал он это несколько раз, после чего, измучившись окончательно, взмолился: «О, Всевышний Аллах! Я сделал все что смог. Прибегаю к Твоей защите от того (Харама), что задержалось у меня в жилах и желудке». Так же поступил и Умар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда по ошибке выпил молоко верблюдицы, ему не принадлежавшей. Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «До тех пор, пока вы не будете избегать Харама, нет никакой пользы ни от молитвы, если вы даже сгорбитесь от продолжительного ее исполнения; ни от поста, если даже будете  соблюдать его до полного истощения».

  Суфьян Саури говорил: «Человек, подающий милостыню, строящий мечеть или совершающий другие благодеяния из средств, являющихся Харамом (полученных недозволенным путем), похож на человека, который стирает свою одежду в моче. То есть, усугубляет свое положение еще большим загрязнением».

  Яхьйа бин Му'аз говорил: «Поклонения Аллаху, подобны сокровищнице. Ключом к этой сокровищнице является мольба, а зубьями этого ключа – дозволенная пища».

ат-Тустари (Абу М. Сахл б. Абдуллах; 203-283/818-896), да будет милостив к нему Аллах, говорил: «Для того чтобы стать обладателем истинной веры, необходимо следовать четырем вещам: 1 - Тщательно и с благоговением исполнять Обязательные Предписания (Фард). 2 - Питаться лишь дозволенной пищей (Халяль). 3 - Избегать запретное (Харам), в каком бы то ни было виде, - и в явном, и в скрытом. 4 - До самой смерти терпеливо следовать первым трем положениям».

  Абдуллах б. Мубарак (ум. в 181/797), говорил: «Мне больше по душе возврат самого малого сомнительного гроша его истинному владельцу, нежели раздача тысяч дирхемов в виде милостыни».

  Ат-Тустари говорил: «У тех людей, которые едят недозволенную пищу, хотят они того или нет, семь частей тела совершают грех. У тех же, которые едят дозволенное, напротив, все части тела совершают поклонения. Они легко и с удовольствием обращаются с мольбой к Аллаху».

Хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и высказываний праведников и ученых Ислама по поводу Халяля и Харама великое множество. Такое пристальное внимание к этой теме можно объяснить огромным значением дозволенного заработка и дозволенной пищи. Поэтому, наиболее богобоязненные мусульмане старались быть предельно осмотрительными, дабы избежать не только запретное по шариату, но и сомнительное. Самые осмотрительные из них достигали высшей степени предусмотрительности при избежании недозволенного (см. выше).

Одним из таких людей был Вахаб бин Вард аль-Макки (ум. в 153/770), да будет милостив к нему Аллах. Он никогда не прикасался к пище, не выяснив, - откуда она. Однажды мать предложила ему чашку молока. Он стал расспрашивать ее, у кого было куплено молоко, и где мать взяла деньги на покупку этого молока. Затем он стал допытываться, - где паслись животные, производители молока. Выяснив, что животные вполне могли попасть на личные пастбища других людей, он не стал пить это молоко. Мать стала умолять его: «Выпей, да будет Аллах к тебе милостив». «Я не хочу стремиться к милости Аллаха путем совершения греха», сказал сын.

Как-то у Бишра аль-Хафи,[iii] да будет милостив к нему Аллах, спросили: «Чем питаешься и как зарабатываешь на жизнь?» Он ответил: «Зарабатываю так же, как и все и ем то же, что и все. Однако существует большая разница между тем, кто ест и смеется, и тем, кто ест и плачет».

О необходимости стремления к дозволенному заработку.

  Стремление к приобретению средств существования такая же обязанность человека, как и исполнение молитвы или соблюдение поста. Сказано в Благородном Коране:

«A кoгдa кoнчeнa бyдeт мoлитвa, тo pacxoдитecь пo зeмлe, и ищитe милocти Aллaxa, и пoминaйтe Aллaxa чacтo, - мoжeт быть, вы бyдeтe cчacтливы!» (62: 10). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неоднократно предупреждал, что стремление к заработку является обязанностью мусульманина.

  Умар б. Хаттаб (радиаллаху анх) говорил: «Пусть никто из вас не просит Аллаха: - О Аллах, дай мне пропитание, - ничего не сделав для этого. Знаете прекрасно, что не посыплются на вас с неба ни золото, ни серебро».

В стремлении к заработку также необходимо упование на Всевышнего Аллаха. Но для этого, мы делаем все, чтобы заработать хлеб свой насущный, и лишь потом уповаем на Его милость.

Ислам придает дозволенному заработку большое значение. В Коране и Сунне указаны все способы достижения счастливой жизни в этом мире и в мире потустороннем, и поэтому, мусульманин в своих действиях стремится к получению счастья в обоих мирах.

Сказано в Коране: «чтo чeлoвeкy - лишь тo, в чeм oн ycepдcтвoвaл» (53: 39).

И Пророк (алейхиссалям) так же говорил:

«Самая лучшая пища для человека, - та, которую он заработал собственным трудом. И пророк Аллаха Давуд (мир ему) добывал себе пропитание своими руками».

Однажды, рано утром, мимо Пророка (алейхиссалям) и его Сподвижников прошел молодой человек. Некоторые из Сахабов неодобрительно высказались в его адрес. На это Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) заметил:

«Не говорите так! Если этот человек вышел из дома с намерением не быть нуждающимся в ком-либо, и идет добывать пропитание для своих малых детей, престарелых родителей, - то каждый его шаг является поклонением. Если же он вышел с намерением заработать больше денег и впоследствии бездумно их тратить, хвалясь своим богатством, вот тогда он вместе с шайтаном». [Табарани].

  Исполнение двух из пяти столпов Ислама – Закят и Хадж, связано с определенным достатком мусульманина. А определенный достаток (Нисаб) можно получить лишь путем честного заработка. И отсюда следует, что скорее достигнет благости Всевышнего Аллаха тот, кто стремится к дозволенному заработку. Ведь работающий человек становится полезным и своей семье, и своей нации, и своей Родине.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) постоянно призывал единоверцев к труду, к продвижению вперед:

  «Потерпел убыток тот, у кого два дня прошли одинаково». [Байхаки].

  «Обманут тот, у кого два дня прошли одинаково, и проклят тот, у кого сегодняшний день оказался хуже, чем вчерашний». [Байхаки]. 

  Следующие благородные слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывают нам пути обретения счастья в мирской жизни и в жизни загробной:

  «Благословенны из вас те, кто не отдает предпочтения  мирской или загробной жизни, а трудится во имя их обеих, не отвергая ни одну и  не становясь для людей тяжким грузом». [Дейлеми].

  «Трудитесь для обретения мирского довольства так, как будто бы вам дана вечная жизнь, и трудитесь для обретения загробного довольства так, как будто бы завтра умрете». [Ибни Асакир].

  Таким образом, становится ясным четкое религиозное предписание: трудиться и во имя мирской, и во имя загробной жизни, ежедневно продвигаясь на этом пути.

  Рассказ:

  Однажды халиф Харун ар-Рашид, проезжая мимо чьего-то садового участка, увидел, как некий тщедушный старец сажал фруктовые саженцы. Халиф не удержался и спросил старца: «Дедушка, ты уже в годах и вряд ли дождешься урожая с этих деревьев, так стоит ли тебе беспокоиться, тратить последние силы»? На что старец ответил: «Люди, жившие до нас, сажали деревья, а плодами пользовались мы. Теперь сажать должны мы, чтобы ели те, кто придет после нас». Халифу понравился ответ старика, и он наградил его горстью золотых монет. Старец с благодарностью принял подарок и сказал: «Вот видишь, сын мой, мне удалось-таки  получить урожай с моих саженцев». Эти слова порадовали халифа.

 

[i] 1 Хадис приведен в книге «Шир’ат-уль-Ислам» муфтия Бухары – Мухаммада б. Аби Бакра, прозванного «Рукн-уль-Ислам». Ум. в 573/1178 г. Известны комментарии (шарх) к этой книге под названием «Мефатих-уль-Джинан», изданная в Стамбуле в 1992 г. Автором комментарий  был Йа’куб б. Саййидали (мударрис в Бурсе; ум. в 931/1525).

[ii] В толковании подобных хадисов факихами, говорится, что выражение «не будут приняты» означает: «Мусульманин избавится от долга, но не получит саваба за подобное поклонение».

[iii]Бишр аль-Хафи - Бишр б. Харис Абу Наср аль-Хафи (150/767-227/841). Один из праведников, достигший высокой степени осмотрительности.