О ТОРГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

  Возможные торговые взаимоотношения с шестью группами людей

  При намерении купли-продажи, мусульманину необходимо знать, что в этом случае шариат предусматривает возможные взаимоотношения с шестью группами людей:

  1. К первой группе относятся люди, с которыми мусульманин незнаком. Если вы приехали в другой город или деревню, то вам дозволено совершать сделки с людьми незнакомыми. Вас не должны мучить сомнения типа: «Благочестивы ли эти люди? Своим ли имуществом они торгуют?» и т. п. Если нет явных признаков того, что предмет покупки - Харам, то вы покупаете этот товар как Халяль. Естественно, вы поступите наилучшим образом, если найдете знакомых вам благочестивых мусульман и совершите сделку с ними. По шариату это лучше, но не обязательно.

  2. Ко второй группе относятся благочестивые мусульмане (салих). Покупать пищу или любой другой товар у этих людей более предпочтительно. Сомневаться в дозволенности продаваемых ими продуктов нельзя. Более того, если обидеть таких людей своими сомнениями, подозрениями, то будет грех.

  3.  В третьей группе - притеснители, угнетатели, бандиты, воры, и им подобные.  Если товар этих людей целиком или большей частью Харам, то совершать с ними сделки категорически запрещено. Делаются исключения лишь в том случае, когда есть убедительные доказательства того, что данный товар этих людей - Халяль. (То есть, этот товар был ими честно заработан в свое время и не смешивался с недозволенным имуществом).

В книге «аль-Хадика…» говорится: «Быть внимательным к Халялу и Хараму является гораздо более важным поклонением, нежели тщательное соблюдение правил омовения. Но, в наше время это стало весьма трудным делом. Следование даже облегченным фетвам Абу-ль-Лейса Самарканди (ум. в 373/983) требует большого упорства.

Согласно этим фетвам дозволяется совершать торговые сделки и брать подарки от кого-либо, если есть предположение, что большее количество имущества этого человека является Халяль. Если же нет уверенности, что большинство его имущества Халяль, то совершать с такими людьми сделки не дозволяется. При переходе товара или имущества из рук в руки, Харам не становится Халялом. Правда, некоторые ученые высказывают предположение, что исключением из правила является переход имущества в наследство. Но, скорее всего, это не более чем предположение. Наследованное имущество будет для наследников Халяль лишь в том случае, если они не подозревают о его незаконном приобретении. … Сказано в хадисе: «Каждый последующий год, будет хуже предыдущего». Поэтому, в наше время предосторожность и упование на милость Аллаха субхана-Ху ва тааля заключается в том, чтобы свое сердце, язык и остальные органы предохранять от Харама. Не притеснять людей, не мучить животных и незамедлительно выплачивать работнику за его труд. Даже своего ученика не использовать в работе для собственных нужд без его доброй воли.

  Имущество человека, находящееся на данный момент в его владении, считается его собственностью. Если же есть неопровержимые доказательства того, что оно приобретено путем насильственного захвата, обмана, воровства, мошенничества, ростовщичества, недозволенной коммерции (например, от доходов с продажи спиртных напитков или свинины) и тому подобное, то такое имущество не является собственностью этого человека. Покупать такие вещи, использовать их, употреблять в пищу - Запрещено (Харам). Если же какая-либо вещь была приобретена этим же человеком дозволенным способом, то эту конкретную вещь покупать у него и использовать Дозволено (Халяль).

  4. К четвертой группе причислены люди, основное имущество которых является Халяль, но оно смешано с некоторой частью имущества Харам. К примеру, если кто-либо работал у человека, имущество которого - Харам (у ростовщика, мошенника, продавца свинины или спиртного …) и взял у него в качестве оплаты что-либо, и смешал со своим имуществом. С такими людьми совершать сделки не запрещается шариатом, но из предосторожности лучше всего избежать этого. Однажды  представители Абдуллаха бин Мубарака в г. Басре сообщили ему в письме, что совершают торговые операции с людьми из окружения султана. Известный ученый срочно послал ответное письмо с предписанием: «С представителями султана возможны сделки только в том случае, если они имеют торговые отношения и с другими людьми. Если другие люди у них ничего не покупают, то и вы не имейте с ними никаких отношений».

  5. В пятой группе - люди с репутацией грабителей, разбойников, происхождение товара которых неизвестно. С такими людьми нельзя совершать торговые сделки, пока не будет твердой уверенности в том, что их товар из разряда дозволенного.

  6. Шестая группа людей, - это нечестивые мусульмане (Фасык), которые грешат открыто и редко вспоминают о покаянии. Торговые взаимоотношения с ними возможны лишь в том случае, если эти люди признают свои грехи, свои слабости, чувствуют себя виноватыми. Неправомерными по шариату считаются рассуждения по отношению к этим людям типа: «Если человек не избегает грехов, то и товар его наверняка Хаарам». Такие рассуждения неправомочны, так как безгрешных людей просто нет. Товар человека может быть Харам не потому, что он грешит, а лишь потому, что добыт недозволенным путем. Много людей, которые хоть и грешат, но боятся Аллаха тааля при торговых взаимоотношениях с людьми.

  Итак, если мусульманин будет учитывать вышеуказанные предписания шариата, то ему иншаАллах будут прощены невольные грехи. 

Когда говорится о том, что лучше избежать сделок в сомнительных случаях, то имеется в виду соблюдение предосторожности. В таких случаях дозволено спросить у продавца, где он взял этот товар. Но и тут надо помнить, что если мусульманин при этом обидится, то на вас ляжет грех. Избегать сомнительных сделок, это всего лишь предосторожность, а обидеть мусульманина - грех. Поэтому, если вы решили все-таки спросить о происхождении товара, то надо это сделать в учтивой, уважительной форме, чтобы партнер по торговой сделке не обиделся. Нельзя спрашивать так же и у других людей, так как если хозяин товара узнает об этом, то расстроится еще больше. В этом случае ваши расспросы могут быть расценены и как заглазное осуждение (Гыйба), и как плохое мнение или подозрительность по отношению к братьям по вере (Су-уз-занни). И то, и другое является грехом, следовательно, такая предосторожность может привести к Хараму. Предания сообщают, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение)  будучи в гостях принимал все, что ему давали. Он не спрашивал о происхождении предлагаемой еды. Принимал и подарки. Лишь  в сомнительных случаях (например, первое время после Хиджры) он соблюдал предосторожность, спрашивая у дарителей что это, подарок или милостыня[i].

 

[i] Пророкам и их потомкам люди могут дарить подарки, но не давать милостыню. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда принимал подарки, но в ответ старался отдарить в несколько раз больше. Милостыня, поданная богатому человеку, считается подарком, а подарок бедному – милостыней.