ФИКХ

     В книге «Фатава-и Бэззазиййа»[i] Имам Ибн-уль-Бэззаз пишет:

     «После того, как мусульманин выучит наизусть некоторую часть из Священного Корана, необходимую для совершения молитв, ему нужно сразу же приступить к изучению фикха. Так как изучение Фикха относится к разряду Обязательных Предписаний для каждого мусульманина – Фард-ы айн, а знание всего Священного Корана наизусть в разряде - Фард-ы кифаййа. То есть, если это Предписание исполняет часть мусульман, то остальные мусульмане освобождаются от обязательного его исполнения. Имам Мухаммад аш-Шэйбани (135/752-189/805) писал, что мусульманину необходимо стремление к познанию порядка двухсот тысяч (!) решений по фикху, разъясняющих Халял (дозволенное) и Харам (запрещенное в Исламе). Таким образом, после исполнения фардов, получение знаний по фикху – главная обязанность мусульманина».В сборниках Бухари, Муслима и Тирмизи приводится хадис: «Если Аллах пожелает проявить благосклонность к кому-либо из своих рабов, то позволит ему стать факихом в религии (знатоком религиозно-правовых предписаний).

     В книге «аль-Хадика…» Абд-уль-Гани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731) говорится:

  «Мусульманам, не являющимися специалистами по богословию, предписано изучение науки Ильм-и калам только в определенных пределах. То есть, нужно знать основы Вероучения, разъясненные в книгах Приверженцев Сунны, и уметь разъяснить условия Веры сбившимся с Истинного Пути и неверным. Знание науки Ильм-и калам  в этих пределах для мусульман предписано обязательно – фард-ы айн. Изучение богословия сверх минимальных пределов могут позволить себе только ученые, имеющие достаточно высокий уровень, занимающиеся науками ради Аллаха и для помощи другим мусульманам. Остальным же людям, не имеющим обширных знаний по фикху и тасаввуфу, заниматься вопросами богословия - Ильм-и калам - очень и очень опасно. Существует большая вероятность запутаться в дебрях этой сложнейшей науки и сбиться с Пути. Да защитит нас Аллах от такого большого несчастья! Имам Абу Йусуф (113/731-182/798), да будет милостив к нему Аллах, пишет: «Не должны быть имамами (при совместной молитве) люди, занимающиеся наукой Ильм-и калам». Имам аш-Шафи'и (150/767–204/820), да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Сбиться с Истинного Пути, занимаясь богословием, - гораздо большее несчастье, чем совершить великий грех». Если это было так опасно во время имама аш-Шафи'и, то представьте себе, чем угрожает такое занятие в наше время. И вот еще что говорит имам аш-Шафи'и по этому поводу: «Если бы люди знали, насколько опасно заниматься наукой Ильм-и калам, без достаточного на то уровня образования, то от такого занятия бежали бы как от разъяренного льва»[ii].

Наука ФИКХ  состоит из четырех главных частей:

1-ая часть – 'ИБАДАТ (ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ). Она делится на 5 разделов: 5-ти кратная Молитва, Пост, Закят, Хадж, Джихад. Каждая из этих разделов имеет свои ответвления. 

2-ая часть – МУНАКАХАТ. Эта часть науки, рассматривает вопросы женитьбы, развода, обеспечение средствами к существованию, и т.п.

3-тья часть – МУАМАЛЯТЭта часть фикха о торговле, найме, процентах, наследстве и о других взаимоотношениях между мусульманами.

4-ая часть – УКУБАТ (НАКАЗАНИЯ или ПОСЛЕДСТВИЯ). Укубат состоит из Пяти видов наказаний:  Кисас, Сиркат, Зина, Казф, Риддат.[iii]

     Каждому мусульманину Предписано в обязательном порядке изучение основных разделов 1-ой части Фикха – 'ИБАДАТ. И весьма желательно изучение 2-ой и 3-й частей. Отдельные, необходимые в жизни разделы этих частей необходимо изучить обязательно. Хадисы, приведенные у Бухари и Муслима на данную тему, говорят о том, что самыми лучшими мусульманами являются те, кто изучает ФИКХ и передает эти знания другим. Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что основатель первого мазхаба, из дошедших до нас 4-х школ Приверженцев Сунны,  Имам А'зам Абу Ханифа стоит на  самом высоком уровне муджтахидов.

[i] «Фатава-и Бэззазиййа»- Фетвы имама Ибн-уль-Бэззаза (Мухаммад б. Мухаммад аль-Кэрдэри, ум. в 827/1424).

[ii] Книга «аль-Хадика…» – «Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа» - является  комментариями к книге «ат-Тарикату-ль-Мухаммадиййа фи Байану-с-Сирату-н-Набавиййа» Имама аль-Биргиви, 928/1521-981/1573.

iii] Подробнее на русском яз. о наказаниях по шариату смотрите раздел «Китаб-уль-Укубат» в сборнике по фикху «Мухтасар Ильмихал» (часть 13) Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози.